Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 12

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Для этого периода характерно внедрение психологической науки в практику. Во всех звеньях системы народного образования (начиная от дошкольного и заканчивая высшей школой) работают психологи. Создаются психологические службы в органах народного образования. В общей системе наук психология синтезирует достижения ряда других наук и является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором тех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Под руководством Л.С. Выготского и группы его соратников – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина создается институт психологии АН СССР, в котором формируется школа, превратившаяся в одну из самых больших и влиятельных школ в советской и мировой психологии.

На этом благоприятном фоне в 20-е 30-е годы в СССР успешно развивались и разрабатывались проблемы юридической психологии. В первые годы после революции и гражданской войны в 1925 организуется первый в мире Государственный институт по изучению преступника и преступности. Открываются лаборатории по изучению этого направления в Харькове, Ленинграде, Одессе, Минске, Баку, и т.д. Исследуются причины преступности, ее динамика и анализ географической распространенности. Уже в 20-е годы были проведены исследования структуры динамики, географии преступности, алкоголизма, беспризорности (А.А. Герцензом, М.Н. Гернет, К. Сотонин).

В 1925 г. вышла важная работа А.Я.Канторовича «Психология свидетельских показаний», в 1927 г. – интересные и практически значимые для юристов работы Н.Гладышева «Наша нормальная неправдивость», «Рефлексология свидетельских показаний».

Широкое распространение психотехнической проблематики в стране приводит к появлению ряда исследований по изучению психологических особенностей юриста, разработке профессиограм следователя.

В государственном институте по изучению преступлений и преступников изучались не только психологические особенности данных проблем, но и успешно развивалось направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы. Талантливые педагоги, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий, своими работами заложили и развили основные принципы и методы социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками.

Это же время отмечается становлением и развитием системы социально-правовой охраны материнства и детства, немалый вклад в создание которой внесли П.И. Люблинский, В.Ф. Куфаев и другие.

В это время плодотворно развиваются основы общей возрастной психологии. заложивших теоретическую базу для развития юридической психологии несовершеннолетних правонарушителей.

Один из основоположников советской психологии Л.С. Выготский (1896 – 1936) создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и т.д. Выготский детально разработал учение о развитии высших психических функций.

Развитие идей Л.С. Выготского стало делом жизни выдающегося психолога А.Р. Лурии (1903 – 1977). Одним из выдающихся теоретиков советской психологии был С.Л. Рубенштейн (1889 – 1960). А.Н. Леонтьев (1903 – 1979) сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Разработанная им общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки. Научные разработки этих ученых-психологов легли в основу дальнейшего развития юридической психологии в нашей стране.

Второй этап: 1936 – 1960 г.г.

Второй период советской психологии можно назвать сумеречным. Сокращение психологических исследований было связано с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСА» от 4 июля 1936г. «О запрещении педологии и тестов в психологических исследованиях». После этого постановления психология переходит в русло умозрительных дисциплин. С середины 30-х годов начинается «глухое тридцатилетие», которое, наряду с массовым террором, характеризуется разгромом ряда наук и психологических школ, что не могло не затормозить развитие юридической психологии.

Однако такое положение не могло продолжаться вечно: практика ставила проблемы, которые не могли быть решены без психологии. Становление психологической теории происходило вместе с развитием конкретных исследований, которые решались в связи с практическими задачами, выдвигаемыми перед психологией обществом.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Известно, что слово «психология» имеет греческое происхождение (психо – душа и логос - наук) и означает науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой и с окружающим его миром в целом. Но мало кто знает, ...

Появление нового общего объекта внимания
Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап – появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания станови ...

Мотивация электорального выбора
Принятие избирателем на выборах политически значимого решения, происходящее под влиянием определенных стандартов чаще всего не является следствием и результатом постановки соответствующей цели и более или менее развернутого мыслительного действия (цепи мыслительных действий). Многочисленные наблюдения на выборах показывают, что для слу ...