Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 6

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Изучение личности биографическим методом включает:

1. Социально-демографические данные;

2. Уголовно-правовые данные;

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья;

4. Внешние (физические) данные: лицо; рост; вес и телосложение; голос;

5. Жизненный путь: родители, детство, школа, учебные заведения;

6. Образ жизни: семья, профессия, специальность;

7. Нравственно-правовое поведение в кризисных ситуациях;

8. Способности: интеллектуальные (склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения); специальные способности;

Опрос несовершеннолетних лиц с отклоняющимся поведением и малолетних преступников необходимо проводить по следующей схеме (А.Е. Личко):

1. Учеба – причина неуспеха, отношение с учителями и соучениками; нарушения дисциплины и чем они вызваны;

2. Планы на будущее, соотносить желаемое и возможное;

3. Отношения со сверстниками – наличие близкого друга или компании приятеля, положение среди товарищей;

4. Увеличение в настоящем и прошлом;

5. Отношение с родителями и внутрисемейные отношения – состав семьи, кто из ее членов занимает воспитанием и с кем в семье подросток наиболее близок;

6. Нарушения поведения в прошлом – прогулы, мелкое хулиганство, побеги из дома, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему;

7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция подростка на них;

8. Перенесенные соматические заболевания, возможные черепно-мозговые травмы, особенно легкие, которые могли остаться неизвестными родителям (драки, занятия спортом и т.п.)

9. Сексуальные проблемы. Необходимо предупредить также, что все сообщаемые подростками сведения не будут переданы ни родителям, ни другим лицам без согласия подростка.

Исследование заканчивается составлением психологической характеристики личности. Составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо – обвиняемый).

Кроме этого, в юридической психологии по мере необходимости могут быть использованы практически все методы, присущие общей и социальной психологии. Но существуют и сугубо специальные методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний. К их числу можно отнести следующие:

1. Метод составления психологического портрета преступника.

2. Метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам.

3. Метод судебно-психологической экспертизы (не путать с медицинской СПЭ).

4. Метод «следственного» или «розыскного» гипноза (используется ограничено).

5. Метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

Все указанные выше методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений.

Краткий исторический очерк развития юридической психологии.

Юридическая психология имеет длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной социальной проблемы.

В развитии ЮП можно условно выделить несколько основных этапа:

1. Ранняя история ЮП –

XVIII

в. – первая половина

XIX

в.

2. Становление ЮП как науки – конец

XIX

в. - начало

XX

в.

3. Создание ЮП в начале

XX

столетия, когда в ее основу были положены концептуальные научные психологические теории.

4. Новая и новейшая история ЮП

XX

XXI

вв.

5. Особенности развития ЮП в России в рамках проблемных этапов создания демократического правого государства (особый этап развития отечественной ЮП).

1.На заре человеческой цивилизации основным средством борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни (сжигание, повешение, четвертование и.т.д.). Страх жестокого наказания выступал как основной, но безуспешный, метод предупреждения преступности. А в превентивной и профилактической работе с преступностью традиционную роль играли различные религиозные культы и конфессии, их институты исповеди, раскаяния, отпущения грехов, воспитательные проповеди, заимствованные из святых писаний. Надо сказать, что этот институт успешно работает и сегодня, а в современной России в эпоху возрождения духовности приобретает еще большее значение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Экспериментальное изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных
Проведенный анализ теоретических и эмпирических данных касающихся различных аспектов развития тревожности, позволил наметить подходы к осуществлению экспериментальной части нашего исследования. В соответствии с его программой, нами было проведено констатирующее исследование, иллюстрирующее приведенные выше теоретические положения и фикс ...

Пути развития памяти у дошкольников. Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. Дальнейшее развити ...

Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предм ...