Особенности памяти у детей с задержкой психического развития
Страница 2

Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – пониженная познавательная активность. Это отчётливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребёнка просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. С помощью взрослых ребенок усваивает различные мнемические приемы: учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. Постепенно дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства.

В.М. Астапов отмечает, что с возрастом все большую роль начинает играть произвольная память, которая становится целенаправленной, сознательно регулируемой деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации. Встающие перед детьми мнемические задачи по своему характеру весьма отличаются друг от друга. Прежде всего, это касается времени, в течение которого ребёнок должен удерживать в памяти тот или иной материал. Например, условия некоторых загадок можно помнить короткое время, а некоторые точные знания (правила, определения) должны запечатлеваться в памяти на долгий срок. Разные требования предъявляются и к точности запоминания. В одних случаях нужно запомнить и затем воспроизвести основные мысли прослушанного текста, в других – необходимо буквальное воспроизведение. Адекватное решение этих сложных и многообразных мнемических задач может осуществляться лишь на базе полноценной произвольной памяти [2].

Как отмечает Т.А. Власова, очень важно, чтобы ребёнок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Если группе старших дошкольников предложить рассмотреть и запомнить картинки, примерно две трети из них просто с интересом рассматривают предложенное, а потом говорят, что всё запомнили. Не понимая поставленной задачи, эти дети не могут применить специальные приёмы заучивания (проговаривания вслух, повторное называние, группировка материала и т.д.). Продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию. [8].

Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на этот вид памяти. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного [7, 8].

Именно поэтому знать и учитывать особенности памяти дошкольников необходимо всем работникам дошкольного образовательного учреждения, чтобы планомерно готовить детей к обучению в школе, а значит и большему задействованию мнемической системы.

Необходимым условием высокой продуктивности запоминания является как осознание сути самого процесса, так и его целенаправленность. Из-за недостаточности устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания.

Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведённый материал от невоспроизведённого. Например, при запоминании картинок дети с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они уже называли некоторые.

Успешность запоминания существенно зависит от формы предъявления (наглядная или словесная) подлежащего заучиванию материала. Наглядный материал запоминается лучше, чем словесный. Это преимущество наглядной памяти над вербальной особенно отчётливо проявляется в начале школьного обучения. Однако с возрастом продуктивность при запоминании словесного материала растёт сравнительно более быстрыми темпами. Дети с ЗПР запоминают лучше материал в виде картинок, чем тот же по содержанию вербальный материал [9].

Страницы: 1 2 3 4

Метод наблюдения
Первый по своему рождению и простоте является метод наблюдения. Исследовательская активность при этом методе минимальна. Именно активность исследовательская минимальна, несмотря на это активность сама по себе может быть высокой. Итак, первый метод – простое наблюдение. Наблюдение – метод исследования, состоящий в преднамеренной, система ...

Характеристика выборки
Для исследования представлений, связанных со счастьем, я провела анкетирование и интервью в двух различных выборках. Первая выборка состояла из учеников 11 класса. Испытуемые данной выборки попали в период юности (всем ребятам около 16-17 лет). В анкетировании приняло участие 24 человека, 7 из которых - мальчики, и 17 - девочки. Во вт ...

Приложения
Приложение 1 Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной. МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи". Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка). Процедура проведения: исследова ...