Особенности памяти у детей с задержкой психического развитияСтраница 4
Специалисты, работающие в дошкольном образовательном учреждении должны помнить, что само собой, непроизвольно запоминающееся нормально развивающимися детьми не всегда запечатлевается в сознании учащихся с ЗПР. Поэтому необходимо специально активизировать познавательную деятельность дошкольников данной категории.
Таким образом, картина нарушений памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Конкретные проявления указанной неоднородности в значительной мере индивидуальны [22].
Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина считают, что причинами нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у таких детей выявляются разнообразные нарушения памяти: повышенная заторможенность следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга), уменьшение объёма памяти и скорости запоминания. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания [8].
Несмотря на наличие значительного круга нарушений, по мнению Т.А. Власовой, дети с ЗПР обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекции им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающиеся у них недоразвитие процессов памяти. Основной коррекционных мероприятий является формирование у детей специальных приёмов запоминания, то есть развитие у них логической памяти. К другому важному направлению этой работы Т.А. Власова и М.С. Певзнер относят обучение детей правильной организации повседневной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им импульсивность и неумение сосредоточить своё внимание [7].
Экспериментальный материал
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать, группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять неисправности, разбираться в причинах действия приборов и т.п.)
3. Длительное время ухаживать за растениями (более года полив ...
Приложения
Приложение А
Таблица 1 Типы методов исследования общения*
Тип эмпирической информации (получаемых данных)
Тип источника получения данных
Субъективный
Объективный
Участник изучаемой ситуации
Методы самоотчета
Методы самоотчета о поведении
Внешний наблюдатель
Субъективные отчеты наблюдателя
Поведенч ...
Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения
Своеобразие развития зрительного образа у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Изучение психологии становления зрительного образа у детей с нарушенным зрением показывает, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью ...