Теоретический анализ изученности взаимосвязи коммуникативных особенностей
подростков и типов темперамента. Психологическая
характеристика процесса общенияСтраница 3
Категория «общение» имеет самостоятельное значение, так как она может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми. Происходит даже инверсия взглядов: потребность в совместной деятельности, направленная на достижение вполне конкретных целей, не только не является единственной детерминантой возникновения общения, но даже и наоборот - стремление к общению занимает порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности (А. Маслоу, 1985).
Обобщая анализ приведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что в отечественной психологии деятельность тесно связана с общением. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. В процессе выполнения любого вида деятельности человек вступает в общение с другими людьми. Общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Оно определяется индивидуальными особенностями человека и влияет на процесс его развития.
В исследованиях В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева в общении выделяется ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случаи, если субъектами общения являются люди. Цель общения отвечает на вопрос - «ради чего человек вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и представляют собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей [11; с.165].
К структуре общения можно выделить три взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами, интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [28; с.153].
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации [8; с.205].
Ведущие психологи, такие как А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, выделяют четыре группы невербальных средств общения. Первая - экстра- и паралингвистические. Паралингвистическая система это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха.
Следующая группа невербальных средств общения это - оптико-кинетические включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела: рук, лица, позы. Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы [42; с.278].
Следующая группа невербальных средств общения это - проксемика. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждое из этих норм свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.
Развитие темы в действие
Несмотря на все старания клиента, слова часто перекрывают и становятся на пути переживания полного содержания чувства или ситуации. Развитие этого материала н телесное выражение часто кристаллизует и углубляет осознание. В дополнение иногда выявляется несоответствие между тем, что человек говорит и что делает. Невербальное поведение тру ...
Проблема политического лозунга
Одной из проблем, постоянно стоящих перед специалистами по электоральной интеграции – политтехнологами – является поиск словесного обозначения той идеи, которая планируется как основа для объединения электората. Речь идет о так называемом политическом языке, который все глубже проникает во внутренний мир человека (И.Вольфсон), включаетс ...
Особенности мотивационно-потребностной сферы личности малолетнего
правонарушителя
В изучении личности малолетних, допускающих антиобщественное поведение, принятой программной методической посылкой является выделение особенностей, отличающих правонарушителей от сверстников с устойчиво положительным поведением. Однако реализация этого положения во многих конкретных психологических исследованиях приняла несколько одност ...