Теоретический анализ изученности взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Психологическая характеристика процесса общения
Страница 4

Психологическая информация » Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков » Теоретический анализ изученности взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Психологическая характеристика процесса общения

Следующая группа невербальных средств общения это -

визуальный

контакт. Визуалика, или контакт глаз на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз [20; с.96].

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат: понимание-взаимопонимание общающихся субъектов. Понимание - это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью идентификация, эмпатия и рефлексия, аттракция. В проблематике общения: идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления (В.В. Знаков, 1994).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть: материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; когнитивное - обмен знаниями; кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями; мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками [20; с.103].

Таким образом, обобщая анализ исследований, можно сделать вывод о том, что общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Подводя итог исследования проблем общения, нужно сделать вывод о том, что общение - это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Ведущие психологи (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев) относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.

Страницы: 1 2 3 4 

Приложения
Анкета. Инструкция: Предлагаем ответить на вопросы, отметив наиболее подходящие Вам ответы. № Вопрос Ответ 1. Ваш возраст. 2. Пол: А Жен Б Муж 3. Курс: А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 Е Прочее (указать) 4. Форма обучения: ...

Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предм ...

Организация исследования
Данное исследование проводилось на базе МДОУ № … г. … «…». В исследовании участвовали 40 детей воспитанников младшей - ясельной группы «Росинка», из них девятнадцать мальчиков, двадцать две девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось с сентября месяца. В исследов ...