Теоретический анализ изученности взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Психологическая характеристика процесса общения
Страница 2

Психологическая информация » Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков » Теоретический анализ изученности взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Психологическая характеристика процесса общения

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм пришел к такой постановке проблемы, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику (Э. Дюркгейм, 1898).

Общество выглядело у Э. Дюркгейма не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее «как общающееся, чем практически действующее общественное существо» (А.Н. Леонтьев, 1972).

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее [46; с.176].

Таким образом, на основании теоретического анализа можно сделать вывод о том, что факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями. Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно - отношений «субъект-субъект(ы)» [46; с.182].

В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б.Ф. Ломовым и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)» (Б.Ф. Ломов, 1984).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все вышесказанное связано с принципиально новым подходом к изучению проблемы общения. В результате теоретических исследований этой проблемы был даже сделан вывод о необходимости формулирования нового методологического принципа общей психологии - принципа общения. Как подчеркивает В.В. Знаков, этот принцип применяется сейчас при изучении двух основных форм данного феномена: общения как средства организации деятельности и как способа удовлетворения духовной потребности человека в другом человеке (Б.Ф. Ломов, 1984).

Рассмотренные представления о несводимости общения к деятельности находят отражение в новых определениях психологической сущности данного понятия. «Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность». Появляется понимание того, что «общение» не сводимо лишь к «деятельности» (цит.по 8).

Страницы: 1 2 3 4

Документация педагога-психолога
1. Нормативно-правовая и организационно-методическая документация. 2. Журнал консультаций педагога-психолога. 3. Журнал заключений по результатам проведения психодиагностических исследований. 4. Тематическое планирование коррекционно-развивающих, профилактических занятий. 5. Журнал учета групповых форм работы. 6. Индивидуальные кар ...

Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к обучению в школе - следствие прохождения ребенком кризиса семи лет. Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действите ...

Образование ядра толпы
Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является чаще всего случайный состав образующих её людей, нередко формирование толпы начинается с некого ядра, в качестве которого выступают ...