Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение
Страница 2

Психологическая информация » Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе » Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение

Соревновательный или, как говорят социологи, престижный характер спортивной деятельности обусловил ряд её особенностей:

-- стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта для достижения наивысших результатов; это совершенствование касается как физической, технической и тактической подготовленности, так и развития моральных и волевых качеств;

-- большие физические и психические нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;

--большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний, связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена и оказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивной деятельности является быстрый переход от одних соревнований к другим, иногда противоположным по характеру;

-- возникновение нравственного чувства глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива, города или страны, чувство гордости и т. п.).

Психофизические состояния оказывают на деятельность спортсмена положительное и отрицательное влияние. Возникновение предстартового возбуждения способствует настрою спортсмена на предстоящую деятельность, помогает мобилизовать к работе вегетативные функции. В то же время чрезмерное возбуждение перед стартом может играть и отрицательную роль, нарушая стереотип, навыки, снижая внимание, память и другие процессы и функции. Утомление, ухудшающее спортивный результат на соревнованиях, в тренировочном процессе необходимо, так как без него не будет реакции сверхвосстановления, следовательно, и роста тренированности.

Таким образом, одно и то же состояние в зависимости от обстоятельств может играть и положительную, и отрицательную роль. Однако, оценивая биологическую роль каждого состояния, нужно рассматривать его как реакцию функциональной системы и искать полезный для нее результат. Необходимо иметь в виду биологическую целесообразность возникновения того или иного состояния. Возникновение состояния страха может неблагоприятно отразиться на деятельности спортсмена, однако оно является целесообразным и полезным для организации реакции на угрожающую ситуацию.

В связи с тем, что ряд состояний приводит к снижению работоспособности и эффективности деятельности спортсмена, необходимо их регулировать и уменьшать дезорганизующее влияние. Однако не всякое обеспечение надежности деятельности спортсмена следует рассматривать как регуляцию состояний, т. к. дезорганизующее влияние может быть уменьшено за счет волевых проявлений.

В широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействие на психику человека из вне, либо через внутренние воздействия: самовнушение, самоубеждение, самоприказы.

Психофизические состояния спортсмена

О состояниях, возникающих у спортсмена в спортивной деятельности, говорят многие научные деятели

«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предлагают» [4, с.50].

«Неуверенность характеризует процесс оценки ситуации, связанной с информационной сферой психической деятельности, а не с эмоциональной» [13, с.100].

«Волнение – это сильная тревога, душевное беспокойство» [13, с.52]

«Стартовая лихорадка – это психофизическое состояние спортсмена, сопровождающееся сильным эмоциональным возбуждением» [4, с.84].

«Стартовая апатия – это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Стартовая апатия в большинстве случаев приводится к снижению спортивных результатов, но это не является основанием для обвинения спортсмена в трусости и слабости морально- волевой подготовки. Отмечаются жалобы на вялость, сонливость в дневные часы, ухудшается координация движения, замедляются двигательные реакции» [4, с.80].

«Мобильность – это способность к быстрому передвижению, перемещению, легко приходящая в деятельное состояние, способность быстро находить нужные формы деятельности» [13, с.159].

«Мертвая точка – это переживание спортсменом тягостного эмоционального состояния, связанное с чувством удушья, тяжести в ногах, сознанием невозможности продолжать деятельность или прекратить бой или схватку» [4, с.74].

Страницы: 1 2 3 4

Средства вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется с ...

Власть «пришельца»
В истории достаточно примеров, когда посторонние люди получали власть не вследствие захвата, а путем прямого приглашения. Классический пример в отечественной истории - Рюрик. В годы культа личности практиковалась ротация кадров – первые лица региональной власти менялись местами: уезжал один первый секретарь обкома, на его место «перевод ...

Введение в специальную психологию. Специальная психология как отрасль науки
Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, стро ...