Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение
Страница 2

Психологическая информация » Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе » Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение

Соревновательный или, как говорят социологи, престижный характер спортивной деятельности обусловил ряд её особенностей:

-- стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта для достижения наивысших результатов; это совершенствование касается как физической, технической и тактической подготовленности, так и развития моральных и волевых качеств;

-- большие физические и психические нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;

--большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний, связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена и оказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивной деятельности является быстрый переход от одних соревнований к другим, иногда противоположным по характеру;

-- возникновение нравственного чувства глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива, города или страны, чувство гордости и т. п.).

Психофизические состояния оказывают на деятельность спортсмена положительное и отрицательное влияние. Возникновение предстартового возбуждения способствует настрою спортсмена на предстоящую деятельность, помогает мобилизовать к работе вегетативные функции. В то же время чрезмерное возбуждение перед стартом может играть и отрицательную роль, нарушая стереотип, навыки, снижая внимание, память и другие процессы и функции. Утомление, ухудшающее спортивный результат на соревнованиях, в тренировочном процессе необходимо, так как без него не будет реакции сверхвосстановления, следовательно, и роста тренированности.

Таким образом, одно и то же состояние в зависимости от обстоятельств может играть и положительную, и отрицательную роль. Однако, оценивая биологическую роль каждого состояния, нужно рассматривать его как реакцию функциональной системы и искать полезный для нее результат. Необходимо иметь в виду биологическую целесообразность возникновения того или иного состояния. Возникновение состояния страха может неблагоприятно отразиться на деятельности спортсмена, однако оно является целесообразным и полезным для организации реакции на угрожающую ситуацию.

В связи с тем, что ряд состояний приводит к снижению работоспособности и эффективности деятельности спортсмена, необходимо их регулировать и уменьшать дезорганизующее влияние. Однако не всякое обеспечение надежности деятельности спортсмена следует рассматривать как регуляцию состояний, т. к. дезорганизующее влияние может быть уменьшено за счет волевых проявлений.

В широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействие на психику человека из вне, либо через внутренние воздействия: самовнушение, самоубеждение, самоприказы.

Психофизические состояния спортсмена

О состояниях, возникающих у спортсмена в спортивной деятельности, говорят многие научные деятели

«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предлагают» [4, с.50].

«Неуверенность характеризует процесс оценки ситуации, связанной с информационной сферой психической деятельности, а не с эмоциональной» [13, с.100].

«Волнение – это сильная тревога, душевное беспокойство» [13, с.52]

«Стартовая лихорадка – это психофизическое состояние спортсмена, сопровождающееся сильным эмоциональным возбуждением» [4, с.84].

«Стартовая апатия – это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Стартовая апатия в большинстве случаев приводится к снижению спортивных результатов, но это не является основанием для обвинения спортсмена в трусости и слабости морально- волевой подготовки. Отмечаются жалобы на вялость, сонливость в дневные часы, ухудшается координация движения, замедляются двигательные реакции» [4, с.80].

«Мобильность – это способность к быстрому передвижению, перемещению, легко приходящая в деятельное состояние, способность быстро находить нужные формы деятельности» [13, с.159].

«Мертвая точка – это переживание спортсменом тягостного эмоционального состояния, связанное с чувством удушья, тяжести в ногах, сознанием невозможности продолжать деятельность или прекратить бой или схватку» [4, с.74].

Страницы: 1 2 3 4

Доверие к себе как субъектное образование личности.
Следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе, поэтому на основании различных теоретических наработок охарактеризуем данное явление, приблизимся к нему. Скрипкина Т.П. предполагает, что доверие к себе есть экзистенциональный феномен субъектности,который реально существует в субъекти ...

Метод воспитания
Методы воспитания – способы педагогического взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого – педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитание. Разнообразные методы воспитания могут влиять на все стороны жизни детей и педагогов. Методы эффективны, если ...

Экспериментальное исследование со стороны социального педагога успешности интегрированного обучения детей-дошкольников с ЗПР. Цели, задачи и методы исследования
Целью нашего эксперимента является исследование успешности интегрированного обучения детей-дошкольников с ЗПР, его позитивного влияния на развитие всей психики ребенка, включая познавательный, эмоциональный и социальный ее компоненты. Особенно важным нам видится исследование данного феномена со стороны социального педагога. Нами выдви ...