Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение
Страница 3

Психологическая информация » Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе » Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение

«Второе дыхание – это психофизическое состояние спортсмена, принадлежит волевому усилию спортсмена, если, несмотря на трудности, он продолжает деятельность, то наступает облегчение» [4, с.74].

«Фрустрация – это психическое состояние возникает после неудачного исполнения деятельности, когда мотив вследствие каких–либо препятствий остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится» [4, с.85].

«Фрустрация (от латинского frustration – обман, разрушение планов) – эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или расцениваемыми человеком как непреодолимые) трудностями, мешающими достичь поставленной цели» [14, с.151].

«Воодушевление – это чувство подъема духа от чего-либо, вдохновение, увлечение»

«Радость – это чувство удовлетворения, внутреннего удовольствия» [14, с.129].

Пуни А.Ц. так же рассматривал состояния, возникающие у спортсмена в спортивной деятельности.

«Переутомление – это психофизическое состояние спортсмена, при котором полностью прекращается какая-либо деятельность» [20, с.65].

«Монотония – (однообразие) – это психофизическое состояние спортсмена сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе, преждевременной усталостью, ослаблением и рассредоточенностью внимания, неудовлетворенностью от текущей ситуации и т. п.» [14, с.144].

«Напряжение – это сосредоточение сил, внимания при осуществлении какой-либо деятельности» [20, с.85].

«Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование» [14, с.146].

«Шок – это расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения» [20, с.103].

«Утомление – это временное снижение работоспособности, наступающее при длительных занятиях трудовой и умственной деятельностью, учебной и спортом» [14, с.148].

«Боевая готовность – это наиболее благоприятный, оптимальный уровень напряжения, совпадающий со временем старта» [4, с.56].

«Страх – это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность» [4, с.76].

«Аффект – это кратковременное, бурно протекающее, чрезвычайно интенсивное эмоциональное состояние» [14, с.154].

Выводы

Психофизические состояния, которые возникают у спортсменов в спортивной деятельности, я систематизировал в сравнительной таблице.

Условные обозначения можно трактовать следующим образом:

- совпадает у всех

- встречается только у одного

- встречается только у двух

- встречается у двух, но в разных процессах

В таблице 1 четко видно, что авторы выделяют разные состояния, которые возникают у спортсменов в спортивной деятельности. Но некоторые из них (состояний) совпадают. Некоторые авторы выделяют состояния, которых у других нет. Два автора выделили одно состояние «тревожность», но в разных процессах спортивной деятельности.

Таблица 1

Психофизические состояния

Ф.И.О

Спортивная деятельность

Состояния

1.

Е.И.Ильин

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ

ТРЕВОЖНОСТЬ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ВОЛНЕНИЕ

СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

СТАРТОВАЯ АПАТИЯ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

МОБИЛЬНОСТЬ

МЕРТВАЯ ТОЧКА

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ФРУСТРЦИЯ

ВООДУШЕВЛЕНИЕ

РАДОСТЬ

2.

А.Ц.Пуни

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

МОНОТОНИЯ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ВОЛНЕНИЕ

СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

НАПРЯЖЕНИЕ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

МЕРТВАЯ ТОЧКА

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

СТРЕСС

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ШОК

ФРУСТРАЦИЯ

ВООДУШЕВЛЕНИЕ

Страницы: 1 2 3 4

Развитие
Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко мате ...

Развитие понятия успешности. Трансформация понятия успешности в связи с промышленной революцией в Западной Европе
В конце 18 века назрела необходимость реформирования всей экономической жизни и принципов хозяйствования и, соответственно, появилась необходимость менять социальные установки, традиции и привычки. Социальные и экономические перемены этого периода имели далеко идущие последствия, поэтому о нем и говорят как о революции. На протяжении вс ...

Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких
Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Всего за пятьдесят дней человеческий зародыш успевает пройти те основные этапы, на которые природа потратила более полумиллиарда лет. За этот период из одной единственной клетки образуется организм. К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается пятнадцать миллиардов нерв ...