Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение
Страница 3

Психологическая информация » Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе » Психофизические состояния, возникающие успортсменов в спортивной деятельности, в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие вопроса. История. Роль и их значение

«Второе дыхание – это психофизическое состояние спортсмена, принадлежит волевому усилию спортсмена, если, несмотря на трудности, он продолжает деятельность, то наступает облегчение» [4, с.74].

«Фрустрация – это психическое состояние возникает после неудачного исполнения деятельности, когда мотив вследствие каких–либо препятствий остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится» [4, с.85].

«Фрустрация (от латинского frustration – обман, разрушение планов) – эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или расцениваемыми человеком как непреодолимые) трудностями, мешающими достичь поставленной цели» [14, с.151].

«Воодушевление – это чувство подъема духа от чего-либо, вдохновение, увлечение»

«Радость – это чувство удовлетворения, внутреннего удовольствия» [14, с.129].

Пуни А.Ц. так же рассматривал состояния, возникающие у спортсмена в спортивной деятельности.

«Переутомление – это психофизическое состояние спортсмена, при котором полностью прекращается какая-либо деятельность» [20, с.65].

«Монотония – (однообразие) – это психофизическое состояние спортсмена сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе, преждевременной усталостью, ослаблением и рассредоточенностью внимания, неудовлетворенностью от текущей ситуации и т. п.» [14, с.144].

«Напряжение – это сосредоточение сил, внимания при осуществлении какой-либо деятельности» [20, с.85].

«Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование» [14, с.146].

«Шок – это расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения» [20, с.103].

«Утомление – это временное снижение работоспособности, наступающее при длительных занятиях трудовой и умственной деятельностью, учебной и спортом» [14, с.148].

«Боевая готовность – это наиболее благоприятный, оптимальный уровень напряжения, совпадающий со временем старта» [4, с.56].

«Страх – это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность» [4, с.76].

«Аффект – это кратковременное, бурно протекающее, чрезвычайно интенсивное эмоциональное состояние» [14, с.154].

Выводы

Психофизические состояния, которые возникают у спортсменов в спортивной деятельности, я систематизировал в сравнительной таблице.

Условные обозначения можно трактовать следующим образом:

- совпадает у всех

- встречается только у одного

- встречается только у двух

- встречается у двух, но в разных процессах

В таблице 1 четко видно, что авторы выделяют разные состояния, которые возникают у спортсменов в спортивной деятельности. Но некоторые из них (состояний) совпадают. Некоторые авторы выделяют состояния, которых у других нет. Два автора выделили одно состояние «тревожность», но в разных процессах спортивной деятельности.

Таблица 1

Психофизические состояния

Ф.И.О

Спортивная деятельность

Состояния

1.

Е.И.Ильин

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ

ТРЕВОЖНОСТЬ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ВОЛНЕНИЕ

СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

СТАРТОВАЯ АПАТИЯ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

МОБИЛЬНОСТЬ

МЕРТВАЯ ТОЧКА

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ФРУСТРЦИЯ

ВООДУШЕВЛЕНИЕ

РАДОСТЬ

2.

А.Ц.Пуни

В ТРЕНИРОВОЧНОЙ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

МОНОТОНИЯ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ВОЛНЕНИЕ

СТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

НАПРЯЖЕНИЕ

В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

МЕРТВАЯ ТОЧКА

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

СТРЕСС

В ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ШОК

ФРУСТРАЦИЯ

ВООДУШЕВЛЕНИЕ

Страницы: 1 2 3 4

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения. Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение правила конструирования в процессе обследования образца и создание его модель в умственном плане. Процесс сравнения воспринимаемого с образами представлений является наиболее эффе ...

Нарушения пищевого поведения
Пища является самым доступным объектом злоупотребления. Систематическое переедание или, напротив, навязчивое стремление к похуданию, вычурная избирательность в еде, изнурительная борьба с «лишним весом», увлечение все новыми и новыми диетами – эти и другие формы пищевого поведения весьма распространены в наше время [16]. Пищевая аддикц ...

Тон, темп и громкость голоса
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же ре ...