Психологические основы ресоциализирующей деятельности
Страница 2

2) Объективное и включенное наблюдение — полученный анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным ценностно-личностных качествах в различных условиях жизнедеятельности — особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, аспекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, референтные группы, "уязвимые места" психики, зоны повышенной чувствительности.

3) Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности и возможностей опоры на положительные качества личности. Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать, где и когда он родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жизни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой; наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и Первое преступление и т. д.

4) Анализ данных медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования - ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.

5) Анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных особенностях (уровень интеллектуальных возможностей, широта кругозора, глубина и обоснованность суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (особенности принятия решений, их транзитивность или нетранзитивность, самостоятельность и настойчивость реализации, сфера импульсивных проявлений, преобладающие эмоциональные состояния, склонность к аффективному поведению).

6) Анализ результатов различных воспитательных воздействий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

Эффективность воспитательного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов. Существенна также адекватная диагностика личностных психологических барьеров, системы психологической защиты индивида.

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, ИУ должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации. Длительное существование индивида в условиях глобального надзора и регламентации подавляет механизм психической саморегуляции и, по существу, делает человека неспособным к последующей жизни на свободе. В этих условиях возникает почти необратимый процесс регресса личности.

Страницы: 1 2 3

Современное представление об успешности
В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность п ...

Факторы риска
Определенные аспекты человеческой жизни увеличивают вероятность попыток суицида. Изучение показало, что наиболее важный фактор суицида – ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решение своих проблем. Люди с душевными болезнями, расстройствами личности, а также л ...

Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Коррекционная работа проводилась на базе МОУ СОШ №7 с двенадцатью подростками. В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность. После всех занятия проводился диагностический замер, с использованием тех же диагностических методик, что и вначале, для того, чтобы выяснить осуществился ли процесс коррекции депрессивных с ...