Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений
Страница 3

Психологическая информация » Пенитенциарные теории и модели тюремных учреждений, диагностика и классификация заключенных » Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений

Как свидетельствует анализ передового пенитенциарного опыта (М.П. Стурова, 1987; В.Б. Шабанов, 1995; А.С. Новоселова, 1998), истинно гуманная психологическая среда возникает лишь в тех исправительных учреждениях, где:

- активно ведется ресоциализация, а также профилактическая деятельность по недопущению распространения норм и традиций преступной среды,

- обеспечивается формирование нравственных взаимоотношений среди осужденных и пресекается использование средств и способов, унижающих человеческое достоинство осужденных с низким неформально-статусным положением,

- создаются условия для успешного функционирования самодеятельных организаций лиц, лишенных свободы.

В обеспечении реализации конкретных мероприятий по созданию в исправительном учреждении гуманного режима ключевая роль принадлежит психологам, которые не только целенаправленно изучают особенности прибывших осужденных в карантине, но и готовят для сотрудников учреждений рекомендации по индивидуальной и групповой исправительно-ресоциализирующей деятельности, а также проводят с осужденными соответствующую психоконсультативную и психокоррекционную работу.

Сегодня активное развитие пенитенциарной психологии как особой научной системы знания и психопрактики диктуется прежде всего потребностями проводимой реформы уголовно-исполнительной системы России. Ведь речь идет:

во-первых, не о формальной передаче пенитенциарных учреждений в Министерство юстиции, а ожиданиях, «что в гражданском ведомстве процесс исполнения наказания в виде лишения свободы будет организовываться на более гуманистических началах и с меньшими нарущениями законности»,

во-вторых, о целенаправленном участии сотрудников развиваемой с начала 1990-х годов в исправительных учреждениях психологической службы в психологическом обеспечении процесса исправления осужденных и профилактики совершения ими новых преступлений.

Влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных (М.Н. Гернет, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.А. Елеонский). По мнению М.Н. Гернета (1925), фундаментом тюремной жизни является состояние тоски (по дому, родным, близким): « .Вику хорошо представляю. Она ведь моя любимица. Но лучше бы, Светлана (жена. - Авт.), вас никогда не было. Мне было бы намного спокойнее. Посмотрю я на тех, у кого, как говорят, ни родных, ни знакомых, они держатся спокойно. Не переживают, никому не пишут, у них никакой ответственности перед своим будущим. Да у них и время быстрее проходит. Но черт с ним .».

Одним из сложных комплексных психических состояний, возникающих у лишенных свободы, является фрустрация — состояние повышенной психической напряженности, вызываемое объективно-неопределенными (или субъективно так понимаемыми) трудностями, которые возникают на пути к достижению личностно значимой цели.

Практика показывает, что основными поведенческими реакциями осужденных в состоянии фрустрации являются:

- агрессия на объект фрустрации (как правило, на окружающих, в том числе сотрудников исправительного учреждения);

- агрессия на себя (аутоагрессивные проявления, связанные с членовредительством, суицидом и пр.);

- депрессия (подавленность, апатия, пассивность, безразличие и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые через непродолжительный период обучения в спе ...

Личностные особенности лиц, страдающих игроманией
Ряд авторов приводят разнородный перечень личностных и характерологических свойств, каким-то образом связанных с тяжелыми формами игромании: привязанность/зависимость; склонность к скуке; нарушения “эго”- контроля/самоконтроля; нарушения способности “эго” контролировать выполняемые им функции; экстравертированность; дисфория в отсутстви ...

Подсистемы невербальное общение
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - т ...