Особенности компьютерной психодиагностики. История
вопросаСтраница 1
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш и бумага». Очевидно, что подобный стиль работы занимал и занимает у психологов достаточное количество времени.
Стремление к повышению эффективности работы и устранению рутинных операций привело к идее автоматизации психодиагностических исследований испытуемых.
Первые упоминания о машинной обработке данных психологического тестирования относятся к началу 1930-х годов [4]. Долгое время использование компьютеров в психологических и (психодиагностических) исследованиях ограничивалось лишь обработкой числовой информации в процессе психодиагностического эксперимента. В то время компьютер (тогда еще ЕС ЭВМ, СМ-3, СМ-4, «Электроника-100») представлялся мощным арифмометром, который может освободить психолога от трудоемких рутинных операций типа «наложения ключей» и арифметического подсчета числовых показателей.
В нашей стране первой программой реализованной на языке ПЛ/1 для ЕС ЭВМ, была программа обработки результатов тестирования испытуемых с помощью методики ММPI [11]. Оператор набивал ответы испытуемого на перфокарты, а компьютер, осуществляя числовую обработку, распечатывал значения Т-оценок.
Использование компьютера в качестве арифмометра для целей психодиагностики, конечно же, оказалось значительным прогрессом. За счет автоматизации психолог освобождался от трудоемких рутинных операций и мог концентрироваться на решении сугубо профессиональный задач. Кроме того, повысилась точность регистрации результатов, и исключались ошибки обработки исходных данных, неизбежные при речных методах расчета выходных показателей теста. А оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяла в сжатые сроки проводить массовые психодиагностические обследования в рамках скрининговых программ.
В 1970-80-е годы за рубежом широкое распространение получают компьютерные тесты, осуществляющие не только обработку результатов тестирования, но и предъявление стимульного материала испытуемому. в большинстве своем такие автоматизированные тесты представляли собой модификации известный «бланковых» методик, а потому получили название компьютерных версий. В этот же период появляются первые адаптивные тесты, отличительная особенность которых заключается в том, что управление процессом тестирования частично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру. В 1980-е годы можно считать периодом наиболее активного развития компьютерного инструментария за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных компьютеров.
В нашей стране с появлением первых персональных компьютеров появились и специализированные, решающие сугубо психодиагностические задачи компьютерные программы: статистические пакеты обработки данных для создания новых психодиагностических методик (или шкал), компьютерные версии имеющихся психодиагностических методик и программы, реализующие так называемый алгоритм индивидуально-ориентированного или адаптивного тестирования (предъявление стимулов в зависимости от ответов испытуемого). Уже в то время ни одна задача психодиагностики, будь то конструирование психодиагностической шкалы или исследование испытуемого для написания психодиагностического заключения, практически не решалась без соответствующего программного обеспечения.
Механизмы формирования материнства
Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами "быть мамой", начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запом ...
Поведение в конфликтах
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то
есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позв ...
Оральный характер
Если поведенческий паттерн индивида характеризует чувство депривации, сильный страх потерять любовь объекта, внутренняя пустота и отчаяние, мы говорим, что у него оральный тип характера. Такие люди зависимы во взаимоотношениях. Их отличают колебания настроения, они то восторженны, то подавлены.
Оральный характер принимает благоприятную ...