Лидер в толпе и механизмы управления толпой
Страница 1

Психологическая информация » Психология толпы » Лидер в толпе и механизмы управления толпой

"Идеи одного человека становятся силой,

лишь когда они овладевают массами".

В.И. Ленин

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а не редко и, в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства толпы и сравнительно легко может побудить ее участников к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа поистине для нее - Бог. В "душе толпы" преобладает не стремление к свободе, а потребность в подчинении. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и начинает стремиться к власти.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Толпа уважает силу. Она требует от героя не только силы, но иногда даже насилия, желает, чтобы ею владели, подавляли ее. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожака очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиниться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожака состоит, главным образом, в том, чтобы создать веру, чаще всего, все равно какую. Именно этим объясняется его большое влияние на толпу.

Как бы ни была нелепа идея вождя, которую он объявляет и защищает, и цель, к которой он стремится, его убеждения нельзя поколебать никакими доводами. Есть и еще одно качество, которым обычно отличается вожак толпы: он не принадлежит к числу мыслителей - это люди действия.

Класс вожаков можно разделить на две категории:

1. Люди энергичные, сильные, но с появляющиеся у них, лишь на короткое время, волей.

2. Люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Один из важных факторов, определяющий влияние лидера на толпу - это его обаяние. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищение и страха, и быть 2х видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного, и не зависит ни от титула ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, и не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был, есть и остается успех.

Возможности управления толпой существенно отличаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Управлять личностями каждой в отдельности намного сложнее, чем управлять толпой в целом.

Как пользуется механизмами управления толпой политик? Толпа становится игрушкой в его руках. Эти люди в момент жажды вести толпу за собой интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем, как мы уже говорили, вызвать в воображении толпы, прельщающие ее образы. Толпе нужно всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, например, желающий увлечь за собой толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Страницы: 1 2

Свет – Озарение
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первом ...

Разносторонняя реализация и гармония личности как основной критерий успешности в современном обществе
Человек – существо многогранное, сложное. Одномоментно в нем происходит множество процессов. Иногда эти процессы противоречат друг другу. Например, человек имеет сознательное желание получить повышение по службе, но подсознательно он боится лишней ответственности и напряжения. И в результате он не получает повышение. То есть помимо созн ...

Формирование мышления у слабовидящих и слепых дошкольников
Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей дошкольного возраста операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих ...