Социально - психологический аспект подросткового возраста
Страница 3

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х годов. Новые экономические отношения привели к незащищённости подростков на производстве, остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных классах и школах- интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития. В среде несовершеннолетних подростков распространяются стереотипы поведения. связанные с уклонением от учёбы и работы. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5%-совершают преступления - это так называемые трудные дети или педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учёбе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться , не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы (4). В связи с этим мы считаем необходимым создание вокруг этих подростков реабилитационного пространства в ОУ, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

В работе соц. педагогов хорошо зарекомендовал себя подход к «трудным» подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых «акцентуаций» характера. ПредложеннаяА.Е. Личко типологизация, даёт возможность наметить пути коррекционной работы в зависимости от типа акцентуации.

В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются, как школьная дезадаптация. С точки зрения Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребёнка к школе. Методика получила название «Карты наблюдений» Она предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы (8).

Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся.

Во-первых, это те ученики, которые создают серьёзные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, техперсонала)- так называемые «трудные».

Во - вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей - «страдающие» ученики.

Можно выделить три формы школьной дезадаптации: поведенческую, психологическую, смешанную.

Вторую группу «трудных» детей составляют школьники, которых называют трудновоспитуемыми, иногда социально дезадаптированными. или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или преступным поведением. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие учащиеся составляют «группу риска» с точки зрения возможности ими правонарушений. В школе имеются сведения о трудновоспитуемых детях у соц. педагога, в первую очередь о тех. которые стоят на учёте в ОДН, которых подозревают в токсикомании, подростков, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Социальному педагогу чрезвычайно важно проследить путь, который привёл подростка в данную группу, причём здесь важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К.Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность, и т. п.). наиболее весомым оказывается фактор самопознания - чёткости и реалистичности себя и своего окружения (8).

Страницы: 1 2 3 4 5

Преувеличение
Обычно наше внимание привлекает определенный аспект чьего-либо двигательного поведения (напр., обдуманное и контролируемое поведение, быстрое и неожиданное движение рукой или опустившееся и тяжелое чувство). После того как терапевт привлек внимание клиента к этому паттерну, он может предложить преувеличить движение, чтобы более четко вы ...

Теоретическое обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития (ЗПР).
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». По МКБ-10 при пограничной умс ...

Конверсионная модель Фрейда
Впервые идею конверсии З. Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимает смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела – соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической ...