Социально - психологический аспект подросткового возраста
Страница 3

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х годов. Новые экономические отношения привели к незащищённости подростков на производстве, остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных классах и школах- интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития. В среде несовершеннолетних подростков распространяются стереотипы поведения. связанные с уклонением от учёбы и работы. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5%-совершают преступления - это так называемые трудные дети или педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учёбе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться , не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы (4). В связи с этим мы считаем необходимым создание вокруг этих подростков реабилитационного пространства в ОУ, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

В работе соц. педагогов хорошо зарекомендовал себя подход к «трудным» подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых «акцентуаций» характера. ПредложеннаяА.Е. Личко типологизация, даёт возможность наметить пути коррекционной работы в зависимости от типа акцентуации.

В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются, как школьная дезадаптация. С точки зрения Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребёнка к школе. Методика получила название «Карты наблюдений» Она предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы (8).

Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся.

Во-первых, это те ученики, которые создают серьёзные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, техперсонала)- так называемые «трудные».

Во - вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей - «страдающие» ученики.

Можно выделить три формы школьной дезадаптации: поведенческую, психологическую, смешанную.

Вторую группу «трудных» детей составляют школьники, которых называют трудновоспитуемыми, иногда социально дезадаптированными. или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или преступным поведением. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие учащиеся составляют «группу риска» с точки зрения возможности ими правонарушений. В школе имеются сведения о трудновоспитуемых детях у соц. педагога, в первую очередь о тех. которые стоят на учёте в ОДН, которых подозревают в токсикомании, подростков, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Социальному педагогу чрезвычайно важно проследить путь, который привёл подростка в данную группу, причём здесь важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К.Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность, и т. п.). наиболее весомым оказывается фактор самопознания - чёткости и реалистичности себя и своего окружения (8).

Страницы: 1 2 3 4 5

Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта
В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Это - добровольный процесс, который контролируется самими сторонами. В свою очередь, посредник не принимает н ...

Толпа
Из учебного пособия по социальной психологии Р.И. Мокшанцева и А.В. Мокшанцевой (Москва-Новосибирск, 2001г.), мы можем отметить, что социальная жизнь людей отливает много самых различных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Но есть и такие, в которых проявление воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьёзно огранич ...

Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Вопрос о причинах тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование и/или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не в ...