Социально - психологический аспект подросткового возраста
Страница 3

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х годов. Новые экономические отношения привели к незащищённости подростков на производстве, остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных классах и школах- интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития. В среде несовершеннолетних подростков распространяются стереотипы поведения. связанные с уклонением от учёбы и работы. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5%-совершают преступления - это так называемые трудные дети или педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учёбе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться , не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы (4). В связи с этим мы считаем необходимым создание вокруг этих подростков реабилитационного пространства в ОУ, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

В работе соц. педагогов хорошо зарекомендовал себя подход к «трудным» подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых «акцентуаций» характера. ПредложеннаяА.Е. Личко типологизация, даёт возможность наметить пути коррекционной работы в зависимости от типа акцентуации.

В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются, как школьная дезадаптация. С точки зрения Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребёнка к школе. Методика получила название «Карты наблюдений» Она предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы (8).

Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся.

Во-первых, это те ученики, которые создают серьёзные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, техперсонала)- так называемые «трудные».

Во - вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей - «страдающие» ученики.

Можно выделить три формы школьной дезадаптации: поведенческую, психологическую, смешанную.

Вторую группу «трудных» детей составляют школьники, которых называют трудновоспитуемыми, иногда социально дезадаптированными. или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или преступным поведением. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие учащиеся составляют «группу риска» с точки зрения возможности ими правонарушений. В школе имеются сведения о трудновоспитуемых детях у соц. педагога, в первую очередь о тех. которые стоят на учёте в ОДН, которых подозревают в токсикомании, подростков, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Социальному педагогу чрезвычайно важно проследить путь, который привёл подростка в данную группу, причём здесь важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К.Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность, и т. п.). наиболее весомым оказывается фактор самопознания - чёткости и реалистичности себя и своего окружения (8).

Страницы: 1 2 3 4 5

Особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками
Характерные свойства общения дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками . Общение детей с ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. ...

Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройства моторики, стереотипная деятельность, нарушения ...

Исследование особенностей личности дошкольника методом беседы
Инструкция: Проведите беседу с ребенком, используя вопросник. Вопросник для выявления некоторых особенностей личности дошкольника (прямые и косвенные вопросы) Фамилия, имя ребенка _ Возраст _ Дата проведения беседы « » 200 года 1. Желания и их направленность 1. Что тебе больше всего хочется (самое сильное желание)? 2. Если бы т ...