Социально - психологический аспект подросткового возраста
Страница 4

В массовой школе в категорию проблемных (« трудных») попадают: дети труднообучаемые и трудновоспитуемые (невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому процессу). Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений учителей и учеников, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения (22).

В настоящее время технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Очень интересной представляется модель коррекции отклоняющегося поведения, разработанная и апробированная под руководством профессора Г.К. Селевко, доцента кафедры педагогики Ярославского технического университета, кандидата педагогических наук Ю.Ю.Черво. Я-концепция-система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе. Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков охватывает все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:

-целенаправленное и целесообразное с учётом специфики развития подростка, воздействие на его сознание;

- вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;

- воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня Я-концепции) путём перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.

В условиях массовой школы применяется технология коррекционно-развивающенго обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции (выравнивания), которые охватывает более широкая технология - компенсирующего обучения.

Социально- педагогической реабилитацией и поддержкой детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) занимаются в специальных учреждениях, где применяются технологии, включающие обучение по специальным программам, использование индивидуальных методов и специальных технических средств обучения, инвалидам оказываются различные психологические, медицинские и социальные услуги, создаётся соответствующая среда жизнедеятельности.

Существуют также специализированные школы для умственно отсталых детей. Основные задачи этих школ: максимально преодолеть недостатки познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовить их к участию в производительном труде, социально адаптировать в условиях современного общества.

Специальное образование детей с особыми потребностями проводится в спецшколах и интернатах. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глыхие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.3 ...

Понятие сиротства в специальной психологии
Общая характеристика и виды сиротства. Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят ...

Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
Особенности процессов анализа и синтеза в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха Как известно, нормально развивающиеся дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще обращают внимание на сильно выступающие части предмета, отделяющиеся от других частей формой, свойствами поверхности, чем на части, мало отлича ...