Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности
Страница 3

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности

Выделяют следующие типы травматических ситуаций [40, 2001, с.147]:

Тип 1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие

1. Единичное воздействие, несущее угрозу и требующее превосходящих возможности индивида механизмов совладания.

2. Изолированное, довольно редкое травматическое переживание.

3. Неожиданное, внезапное событие.

4. Событие оставляет неизгладимый след в психике индивида, следы в памяти носят более яркий и конкретный характер, чем воспоминания о событиях, относящихся к типу 2.

5. С большей степенью вероятности приводят к возникновению типичных симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): навязчивой мыслительной деятельности, связанной с этим событием, симптомам избегания и высокой физиологической реактивности.

6. С большей степенью вероятности проявляется классическое повторное переживание травматического опыта.

7. Быстрое восстановление нормального функционирования редко и маловероятно.

Тип 2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие

1. Вариативность, множественность, пролонгированность, повторяемость травматического события или ситуации, предсказуемость.

2. Наиболее вероятно, что ситуация создается по умыслу.

3. Сначала переживается как состояние типа 1, но по мере того, как травматическое событие повторяется, жертва переживает страх повторения травмы.

4. Чувство беспомощности в предотвращении травмы.

5. Для воспоминаний о такого рода событии характерна их неясность и неоднородность в силу диссоциативного процесса; со временем диссоциация может стать одним из основных способов совладания с травматической ситуацией.

6. Результатом воздействия травмы типа 2 может стать изменение «Я-концепции» и образа мира индивида, что может сопровождаться чувством вины, стыда и снижением самооценки.

7. Высокая вероятность возникновения долгосрочных проблем личностного и интерперсонального характера, что проявляется в отстраненности от других, в сужении и нарушении лабильности и модуляции аффекта.

8. Диссоциация, отрицание, отстраненность, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами может иметь место в качестве попытки защиты от непереносимых переживаний.

9. Приводит к тому, что иногда обозначают как комплексный ПТСР, или расстройство, обусловленное воздействием экстремального стрессора.

Соответственно, основу травмы может составить как единичный сверхстрессогенный опыт, так и длительная стрессовая ситуация.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психической травмы, затрагивают все уровни человеческого существования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, у членов их семей [27, 2002, с. 33].

Специфика переживаемых человеком стрессовых состояний в боевой обстановке выражается, прежде всего, в их интенсивности. При этом чем выше интенсивность боевого стресса, тем больше вероятность деформации адаптационных механизмов, то есть возникновения ПТСР [17, 1998, с.82].

Интенсивность переживания боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:

1) силы и длительности воздействия на психику военнослужащего боевых стрессоров;

2) особенностей реагирования военнослужащего на их воздействие.

Боевые стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки [1, 1998, с.86]. Специфические боевые стрессоры обладают повышенным уровнем стрессогенности и включают:

1. Ситуации, угрожающие жизни и физическому состоянию.

2. Ранения, контузии, увечья, радиационное облучение, химическое отравление и другие последствия применения боевого оружия.

3. Гибель близких людей и сослуживцев.

4. Мучения раненых и умирающих.

5. Гибель сослуживцев и мирных граждан, в которой военнослужащий обвиняет самого себя.

6. События, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.

7. Физическое уничтожение (особенно в первый раз) солдат противника.

К группе неспецифических стрессоров относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций:

1. Повышенный уровень перманентной потенциальной угрозы для жизни.

2. Длительная напряженная деятельность.

3. Длительная депривация основных биологических и социальных потребностей.

4. Резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности.

5. Тяжелые экологические условия жизнедеятельности.

6. Отсутствие контактов с близкими.

7. Невозможность изменить условия своего существования.

8. Интенсивные и длительные межличностные конфликты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии
Современное представление о невменяемости имеет свою историю, которая отражает различные подходы к решению данного вопроса. Отечественные психиатры всегда считали, что материалистическое понимание свободы действий (воли) обусловлено (детерминировано) внешними условиями и событиями, хотя субъективно кажется, что поступки человека независ ...

Психология потерпевшего
Психологическая характеристика потерпевшего Автор целиком и полностью согласен с В.Л. Васильевым, который выделяет в своей работе психологию потерпевшего в отдельную главу в отличие от других авторов. Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после со ...

Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, ...