Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности
Страница 3

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности

Выделяют следующие типы травматических ситуаций [40, 2001, с.147]:

Тип 1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие

1. Единичное воздействие, несущее угрозу и требующее превосходящих возможности индивида механизмов совладания.

2. Изолированное, довольно редкое травматическое переживание.

3. Неожиданное, внезапное событие.

4. Событие оставляет неизгладимый след в психике индивида, следы в памяти носят более яркий и конкретный характер, чем воспоминания о событиях, относящихся к типу 2.

5. С большей степенью вероятности приводят к возникновению типичных симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): навязчивой мыслительной деятельности, связанной с этим событием, симптомам избегания и высокой физиологической реактивности.

6. С большей степенью вероятности проявляется классическое повторное переживание травматического опыта.

7. Быстрое восстановление нормального функционирования редко и маловероятно.

Тип 2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие

1. Вариативность, множественность, пролонгированность, повторяемость травматического события или ситуации, предсказуемость.

2. Наиболее вероятно, что ситуация создается по умыслу.

3. Сначала переживается как состояние типа 1, но по мере того, как травматическое событие повторяется, жертва переживает страх повторения травмы.

4. Чувство беспомощности в предотвращении травмы.

5. Для воспоминаний о такого рода событии характерна их неясность и неоднородность в силу диссоциативного процесса; со временем диссоциация может стать одним из основных способов совладания с травматической ситуацией.

6. Результатом воздействия травмы типа 2 может стать изменение «Я-концепции» и образа мира индивида, что может сопровождаться чувством вины, стыда и снижением самооценки.

7. Высокая вероятность возникновения долгосрочных проблем личностного и интерперсонального характера, что проявляется в отстраненности от других, в сужении и нарушении лабильности и модуляции аффекта.

8. Диссоциация, отрицание, отстраненность, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами может иметь место в качестве попытки защиты от непереносимых переживаний.

9. Приводит к тому, что иногда обозначают как комплексный ПТСР, или расстройство, обусловленное воздействием экстремального стрессора.

Соответственно, основу травмы может составить как единичный сверхстрессогенный опыт, так и длительная стрессовая ситуация.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психической травмы, затрагивают все уровни человеческого существования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, у членов их семей [27, 2002, с. 33].

Специфика переживаемых человеком стрессовых состояний в боевой обстановке выражается, прежде всего, в их интенсивности. При этом чем выше интенсивность боевого стресса, тем больше вероятность деформации адаптационных механизмов, то есть возникновения ПТСР [17, 1998, с.82].

Интенсивность переживания боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:

1) силы и длительности воздействия на психику военнослужащего боевых стрессоров;

2) особенностей реагирования военнослужащего на их воздействие.

Боевые стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки [1, 1998, с.86]. Специфические боевые стрессоры обладают повышенным уровнем стрессогенности и включают:

1. Ситуации, угрожающие жизни и физическому состоянию.

2. Ранения, контузии, увечья, радиационное облучение, химическое отравление и другие последствия применения боевого оружия.

3. Гибель близких людей и сослуживцев.

4. Мучения раненых и умирающих.

5. Гибель сослуживцев и мирных граждан, в которой военнослужащий обвиняет самого себя.

6. События, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.

7. Физическое уничтожение (особенно в первый раз) солдат противника.

К группе неспецифических стрессоров относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций:

1. Повышенный уровень перманентной потенциальной угрозы для жизни.

2. Длительная напряженная деятельность.

3. Длительная депривация основных биологических и социальных потребностей.

4. Резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности.

5. Тяжелые экологические условия жизнедеятельности.

6. Отсутствие контактов с близкими.

7. Невозможность изменить условия своего существования.

8. Интенсивные и длительные межличностные конфликты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уров­ням, а именно:
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма); - уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отноше­нии, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате­риальные заботы и т.д.); - уровень общества (недостаточна ...

Список материально-технической базы кабинета педагога-психолога
1. Мебель (шкаф – 1, стулья – 15, столы -2, стол журнальный -1); 2. Магнитофон; 3. Компьютер; 4. Аудиокассеты с музыкой (релаксационные, активизирующие, шум моря, леса, детские песенки и т.д.); 5. Игры (дидактические и развивающие); 6. Игрушки; 7. Ковёр, часы, картины -3, цветы – 14. ...

Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Организация исследования
Цель эмпирического исследования: изучение особенности развития речи детей раннего возраста и стиля общения воспитателей групп раннего возраста Задачи исследования: Проведение и анализ методик на изучение исследования развития речи детей раннего возраста. Выявление стиля общения педагогов с детьми раннего возраста Изучение взаимосвяз ...