Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности
Страница 4

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности

9. Повышенная ответственность за свои действия.

10. Потенциальная возможность физических и моральных страданий ради достижения целей, неясных для военнослужащих.

Наиболее мощными или экстремальными стрессорами являются:

1. Угроза собственной жизни, жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (детей, женщин, стариков).

2. Потери среди личного состава подразделения.

3. Попадание в «ситуацию заложника».

4. Применение оружия, поражение или смертельное ранение человека.

5. Воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна).

6. Невзгоды и лишения (нередко, отсутствие полноценного сна, особенности водного режима и питания).

7. Необычный для участников войны климат и рельеф местности (гипоксия, жара и др.).

Особое влияние на уровень проявления боевого стресса у конкретного военнослужащего оказывают такие факторы, как: количество перенесенных им ранений, контузий, полученных травм, доз облучения; обстоятельства (если это имело место) взятия его в плен, длительность и условия нахождения в плену. Значимость этих факторов существенно возрастает, если военнослужащий не был поощрен или награжден за имевшие место мужественные и героические поступки, или если события, в которых участвовал военнослужащий, получили негативную оценку со стороны командования, сослуживцев или в сообщениях средств массовой информации.

Наряду с перечисленными факторами выделяются также некоторые социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, дополнительно способствующие интенсификации проявлений боевого стресса у военнослужащих [21, 1997, с.29]. К ним относятся:

1. Непопулярность войны в стране, гражданином которой является военнослужащий, участвующий в боевых действиях.

2. Наличие у военнослужащего негативного опыта переживания боевого стресса в прошлом.

3. Незначительный личный опыт совладающего поведения, имевшийся у военнослужащего в добоевой жизнедеятельности.

4. Принадлежность участника боевых действий к национальности, этнически близкой национальности солдат противника. Значение этого обстоятельства возрастает, если военнослужащий принадлежит к национальному меньшинству в своей стране.

5. Сходство или близость вероисповедания участника боевых действий к вероисповеданию солдат противника. Особую значимость этот фактор приобретает тогда, когда военнослужащий относится к религиозному меньшинству в своей стране.

6. Принадлежность участника боевых действий к военнослужащим женского пола.

7. Сложная по различным причинам ситуация в семье военнослужащего.

8. Сложное материальное и социальное положение военнослужащего и его близких в своей стране.

Особенностями взаимодействия указанных выше факторов обуславливается характер проявления боевого стресса у разных военнослужащих. Так, они различаются [41, 1992, с. 49]:

· интенсивностью проявления – от состояний повышенной психической напряженности до состояний, травмирующих психику;

· преобладающим уровнем проявления – физиологическим, психофизиологическим, психологическим;

· степенью осознанности своего состояния самим военнослужащим;

· преобладающим проявлением в той или иной сфере личности военнослужащего – мотивационной, эмоциональной, когнитивной, волевой, поведенческой;

· степенью подконтрольности проявлений боевого стресса самому военнослужащему;

· уровнем влияния на психическое состояние других военнослужащих;

· длительностью проявления;

· влиянием на степень психической мобилизованности военнослужащего – от гипер – до гипомобилизованности;

· характером влияния на эффективность боевой деятельности – от повышения до снижения ее эффективности.

Механизмы развития ПТСР у сотрудников изучены недостаточно, но можно констатировать, что [41, 1992, с. 54]:

- во-первых, у определенной части личного состава развитие болезненных психопатологических состояний связано с психической травматизацией в процессе несения службы при чрезвычайных обстоятельствах;

- во-вторых, часть личного состава испытывает заметные психологические проблемы, как в период непосредственного воздействия экстремальных факторов, так и в период реадаптации к обычным условиям несения службы (например, по возвращении из командировки в «горячие точки»).

Причем, в последнем случае речь не идет, как правило, о клинически выраженных проявлениях «дезадаптации», требующих либо немедленной госпитализации сотрудника для стационарного психиатрического лечения, либо увольнение его из органов внутренних дел по соответствующей статье. Нарушения проявляются на психологическом (или поведенческом) уровне в виде пониженного настроения, тревожности, агрессивности или «недисциплинированности», ухудшения показателей службы, злоупотребления спиртными напитками, внутрисемейных и межличностных конфликтов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит Э ...

Использование игры в работе педагога с подростками
В работе педагога игре можно уделить одно из важнейших мест, так как игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей, а так же важнейшая форма организации жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть ценно ...

Умственно отсталые дети
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаясь воспитывать и обучать, изучать и коррегировать их недостатки в середине XIX века. Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых о ...