Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник
экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личностиСтраница 4
9. Повышенная ответственность за свои действия.
10. Потенциальная возможность физических и моральных страданий ради достижения целей, неясных для военнослужащих.
Наиболее мощными или экстремальными стрессорами являются:
1. Угроза собственной жизни, жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (детей, женщин, стариков).
2. Потери среди личного состава подразделения.
3. Попадание в «ситуацию заложника».
4. Применение оружия, поражение или смертельное ранение человека.
5. Воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна).
6. Невзгоды и лишения (нередко, отсутствие полноценного сна, особенности водного режима и питания).
7. Необычный для участников войны климат и рельеф местности (гипоксия, жара и др.).
Особое влияние на уровень проявления боевого стресса у конкретного военнослужащего оказывают такие факторы, как: количество перенесенных им ранений, контузий, полученных травм, доз облучения; обстоятельства (если это имело место) взятия его в плен, длительность и условия нахождения в плену. Значимость этих факторов существенно возрастает, если военнослужащий не был поощрен или награжден за имевшие место мужественные и героические поступки, или если события, в которых участвовал военнослужащий, получили негативную оценку со стороны командования, сослуживцев или в сообщениях средств массовой информации.
Наряду с перечисленными факторами выделяются также некоторые социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, дополнительно способствующие интенсификации проявлений боевого стресса у военнослужащих [21, 1997, с.29]. К ним относятся:
1. Непопулярность войны в стране, гражданином которой является военнослужащий, участвующий в боевых действиях.
2. Наличие у военнослужащего негативного опыта переживания боевого стресса в прошлом.
3. Незначительный личный опыт совладающего поведения, имевшийся у военнослужащего в добоевой жизнедеятельности.
4. Принадлежность участника боевых действий к национальности, этнически близкой национальности солдат противника. Значение этого обстоятельства возрастает, если военнослужащий принадлежит к национальному меньшинству в своей стране.
5. Сходство или близость вероисповедания участника боевых действий к вероисповеданию солдат противника. Особую значимость этот фактор приобретает тогда, когда военнослужащий относится к религиозному меньшинству в своей стране.
6. Принадлежность участника боевых действий к военнослужащим женского пола.
7. Сложная по различным причинам ситуация в семье военнослужащего.
8. Сложное материальное и социальное положение военнослужащего и его близких в своей стране.
Особенностями взаимодействия указанных выше факторов обуславливается характер проявления боевого стресса у разных военнослужащих. Так, они различаются [41, 1992, с. 49]:
· интенсивностью проявления – от состояний повышенной психической напряженности до состояний, травмирующих психику;
· преобладающим уровнем проявления – физиологическим, психофизиологическим, психологическим;
· степенью осознанности своего состояния самим военнослужащим;
· преобладающим проявлением в той или иной сфере личности военнослужащего – мотивационной, эмоциональной, когнитивной, волевой, поведенческой;
· степенью подконтрольности проявлений боевого стресса самому военнослужащему;
· уровнем влияния на психическое состояние других военнослужащих;
· длительностью проявления;
· влиянием на степень психической мобилизованности военнослужащего – от гипер – до гипомобилизованности;
· характером влияния на эффективность боевой деятельности – от повышения до снижения ее эффективности.
Механизмы развития ПТСР у сотрудников изучены недостаточно, но можно констатировать, что [41, 1992, с. 54]:
- во-первых, у определенной части личного состава развитие болезненных психопатологических состояний связано с психической травматизацией в процессе несения службы при чрезвычайных обстоятельствах;
- во-вторых, часть личного состава испытывает заметные психологические проблемы, как в период непосредственного воздействия экстремальных факторов, так и в период реадаптации к обычным условиям несения службы (например, по возвращении из командировки в «горячие точки»).
Причем, в последнем случае речь не идет, как правило, о клинически выраженных проявлениях «дезадаптации», требующих либо немедленной госпитализации сотрудника для стационарного психиатрического лечения, либо увольнение его из органов внутренних дел по соответствующей статье. Нарушения проявляются на психологическом (или поведенческом) уровне в виде пониженного настроения, тревожности, агрессивности или «недисциплинированности», ухудшения показателей службы, злоупотребления спиртными напитками, внутрисемейных и межличностных конфликтов.
Характеристика семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка. Признаки семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка .
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками:
• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
• личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у н ...
Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипны ...
Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
«Нет ничего отвратительнее большинства: ведь оно
состоит из немногих сильных, идущих впереди,
из подлаживающихся хитрецов, из слабых, которые
стараются не выделяться, и из толпы, которая
семенит следом, не зная сама, чего она хочет».
И.Гёте ...