Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности
Страница 2

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности

· Деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Этот вид деятельности является основным для дознавателей, следователей и экспертов-криминалистов органов внутренних дел, а его содержание требует знания тактики и методики раскрытия и расследования конкретных преступлений, приемов проведения отдельных следственных действий, способов установления психологического контакта с другими людьми.

Личностные качества, которые определяют успешность работы сотрудников [22, 1996, с. 45]:

¨ мотитвационно-ценностные особенности (развитое правосознание, честность, принципиальность, добросовестность, исполнительность и др.);

¨ познавательные качества (высокий уровень интеллекта, гибкость мыслительных процессов: творческое мышление, наблюдательность, умение прогнозировать, развитая интуиция, хорошая память, развитое произвольное внимание и др.);

¨ коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт, владение коммуникативной техникой поведения, наличие организаторских качеств и др.).

· Деятельность по охране общественного порядка и безопасности. Эта разновидность деятельности является ведущей для патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, муниципальной милиции. Общая характеристика этой деятельности – целенаправленное наблюдение и пресечение правонарушений в общественных местах.

Личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка.

· Охранная деятельность. Это основная деятельность для сотрудников вневедомственной охраны милиции. Ее главная цель – охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охранными объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество.

Существенными качествами для успешного выполнения должностных обязанностей являются:

¨ наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);

¨ эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);

¨ интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);

¨ коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.).

Необходимо также сказать, что служба в правоохранительных органах в обычных условиях подразумевает наличие неблагоприятных для здоровья сотрудников стрессовых или психогенных факторов [34, 2006, с. 116]. Но все чаще перед сотрудниками органов внутренних дел ставятся сложные и ответственные задачи, решать которые приходится в экстремальных условиях. Экстремальными (от лат. extremum – предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу [19, 1997, с. 56]. В данной работе под экстремальными ситуациями мы будем подразумевать выполнение сотрудниками ОВД оперативно-служебных задач в Северо-Кавказском регионе.

Несмотря на то, что войны как таковые закончились, тем не менее, конфликты, в том числе и вооруженные, периодически возникают. И разрешение таких конфликтов, безусловно, ложится на плечи сотрудников правоохранительных органов. Поездки в так называемые «горячие точки» являются служебной необходимостью [42]. Это означает, что сотрудники подвергаются не только физической угрозе (здоровью, жизни), но и сильному психотравмирующему воздействию.

Психотравмирующее воздействие может быть следующим [4, 1976, с. 87]:

· мощным и однократным (применение оружия, задержание вооруженного преступника);

· интенсивным и многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса (несение службы при чрезвычайных обстоятельствах, участие в боевых действиях против незаконных вооруженных формирований).

Также это воздействие характеризуется различной степенью внезапности, масштабности; может служить источником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса (из-за недостаточной опытности, психологической неподготовленности, низкой эмоциональной устойчивости конкретного сотрудника).

Страницы: 1 2 3 4 5

Исследование развития памяти дошкольников. Организация и проведение эксперимента
Поскольку одна из основных задач психологического исследования состоит в том, чтобы понять, что общее и что особенное в развитии психических процессов наблюдается у глухих и слабослышащих детей в сравнении с нормально развивающимися слышащими детьми, одинаковое по содержанию исследование проводится и со слышащими, и с детьми, имеющими т ...

Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
Особенности процессов анализа и синтеза в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха Как известно, нормально развивающиеся дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще обращают внимание на сильно выступающие части предмета, отделяющиеся от других частей формой, свойствами поверхности, чем на части, мало отлича ...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
Е. Казакова: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…». Е. Шилова: «Сопровождение – это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, пед ...