Введение
Страница 2

Специальнаяметодология педагогики

, ориентирует на учёт: устойчивых представлений о сознании и психики человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него. Учёт особенностей формирования личности в обществе и группе, в процессе общественно полезной деятельности.

Она позволяет формулировать свои закономерности, развитие и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Частная методология

педагогики, предполагает учёт закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания, неразрывной связи, взаимного проникновения обучения , воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса. Она представляет собой совокупность методов, способов и методик исследования различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа.

Педагогическое общение – это общение, специфика которого обусловлена функциональными позициями. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, зависит эффективность процессов обучения и воспитания. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 г. Немецким психологом Куртом Левиным. В этом исследовании была введена классификация стилей руководства (авторитарный, демократический, попустительский). Это исследование Левин провёл, изучая особенности руководства взрослым группой школьников. К.Левин создал из десятилетних школьников несколько групп. Ребята в этих группах занимались одинаковой работой – изготовлением игрушек. Все группы работали в одних и тех же условиях и выполняли одно задание. Единственным отличием было то, что учителя, отличались друг от друга стилями руководства. Каждый учитель работал со своей группой шесть недель, а затем производился обмен группой. Потом работа ещё в течении шести недель, а затем переход в другую группу. Таким образом прослеживалось именно влияние стиля руководства на межличностные отношения в группе, на мотивацию деятельности и т.д.

При авторитарном стиле – жёсткое управление и полный контроль выражались в том, что преподаватель значительно чаще, чем другие, прибегал к приказному тону, делал резкие замечания. Авторитарный преподаватель определял цели деятельности и знания, но и указывал способы выполнения его, определяя, кто с кем вместе будет работать. Задания и способы выполнения давались поэтапно. Этот метод снижает мотивацию деятельности, поскольку человек не знает точно конечных целей, для чего выполняется данный этап и что ждёт его впереди. При авторитарном стиле было выявлено проявление враждебности во взаимоотношениях учеников на фоне покорности.

При демократическом методе оценивались факты, а не личность. Главной особенностью оказалось то, что группа принимала участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и самоуправление. При этом стиле в группе повышалась общительность и доверительность взаимоотношений.

Главной особенностью попустительского стиля, является самоустранение руководителя от ответственности за происходящее.

Результаты показали, что наихудшим стилем оказался попустительский. При нём было выполнено меньше всего работы и качество её было хуже.

Страницы: 1 2 3

Психология личности несовершеннолетнего правонарушителя
Социальная детерминация поведения личности носит сложный характер. С одной стороны, на личность влияют (и ее формируют) объективные отношения, в которые включается человек и которые определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в его стремлениях, склонностях и т.п. Социальный статус и выполняемые личностью социальные ...

Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие аналитико-синтетической деятельности слепых детей.
Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для детей с нарушением зрения характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности -чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сплачиваются и ...

Рейтинг суицидов в США
Суицид входит в число первых десяти причин смерти в США. Среди людей старше 75 лет имеют самый высокий уровень суицида, по-видимому, объясняемый отрицательными эффектами психических болезней, потерей социальной роли и скрытой депрессией. В США суицид занимает место в первой десятке причин смерти, являясь причиной приблизительно 1.5 про ...