Введение
Страница 1

Педагогическую

психологию

следует

Рассматривать как самостоятельную науку

Особую ветвь прикладной психологии

Л.С. Выготский. Педагогическая психология

Ж. Пиаже считает, что «психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».

Психология, также есть сложное интегрированное название знание, основанием представления которого, согласно А.В. Петровскому, служат психологические аспекты: «1) Конкретной деятельности, 2) развития, 3)отношения человека, (как субъекта развития и деятельности) к обществу». Педагогическая психология связана со многими другими науками. 1)Она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания; 2) Она связана с другими науками из-за того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором собрано самое разноплановое цивилизованное знание в знаковой, языковой форме; 3) Предметом её изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается и многими другими науками. Педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как например, философия, литература, педагогика, лингвистика, социология, конфликтология, этика и т.д. Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно, связаны друг с другом. Но если возрастная психология изучает «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то педагогическая - условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учёта возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе. И педагогическая и возрастная психология основываются на знании общей психологии, которая «… вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические процессы, психические состояния и индивидуально – психологические особенности личности уже сложившегося человека». Педагогическая психология - пограничная, комплексная область знания, которая «… заняла определённое место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений».

В «курсе общей, возрастной и педагогической психологии» отмечается, что «… если на первом этапе развития возрастной и педагогической психологии наблюдалась тенденция их обособления, то в наше время, наоборот, - сближения, а в какой-то мере даже и слияния». В «Основах педагогики подчёркивается единство педагогики и психологии, формирующих одну комплексную научную дисциплину. Комплексной и является педагогическая психология.

Каждая наука, для того, чтобы развиваться, должна опираться на определённые исходные положения , дающие представления о феноменах.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике её развития и методах исследования.

Теория – это совокупность взглядов, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений. Существует три уровня методологии:

Общая методология педагогики

– обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а так же о феноменах которые изучает эта наука. Предполагает учёт закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которыми процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся.

Страницы: 1 2 3

Развитие познавательных процессов в онтогенезе. Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От полутор ...

Сравнительный анализ отношения к счастью людей юношеского и пожилого возраста
Давайте теперь сравним, как же понимают и относятся к счастью люди 16-17 лет и люди 60-70 лет. Они находятся в такой возрастной зависимости по отношению друг к другу, как бабушки и дедушки к своим внукам. Фактически их разделяет целое поколение. И естественно, что между представлениями о счастье первых и вторых должны существовать некот ...

Пути развития памяти у дошкольников. Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. Дальнейшее развити ...