ВведениеСтраница 1
Педагогическую
психологию
следует
Рассматривать как самостоятельную науку
Особую ветвь прикладной психологии
Л.С. Выготский. Педагогическая психология
Ж. Пиаже считает, что «психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».
Психология, также есть сложное интегрированное название знание, основанием представления которого, согласно А.В. Петровскому, служат психологические аспекты: «1) Конкретной деятельности, 2) развития, 3)отношения человека, (как субъекта развития и деятельности) к обществу». Педагогическая психология связана со многими другими науками. 1)Она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания; 2) Она связана с другими науками из-за того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором собрано самое разноплановое цивилизованное знание в знаковой, языковой форме; 3) Предметом её изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается и многими другими науками. Педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как например, философия, литература, педагогика, лингвистика, социология, конфликтология, этика и т.д. Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно, связаны друг с другом. Но если возрастная психология изучает «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то педагогическая - условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учёта возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе. И педагогическая и возрастная психология основываются на знании общей психологии, которая «… вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические процессы, психические состояния и индивидуально – психологические особенности личности уже сложившегося человека». Педагогическая психология - пограничная, комплексная область знания, которая «… заняла определённое место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений».
В «курсе общей, возрастной и педагогической психологии» отмечается, что «… если на первом этапе развития возрастной и педагогической психологии наблюдалась тенденция их обособления, то в наше время, наоборот, - сближения, а в какой-то мере даже и слияния». В «Основах педагогики подчёркивается единство педагогики и психологии, формирующих одну комплексную научную дисциплину. Комплексной и является педагогическая психология.
Каждая наука, для того, чтобы развиваться, должна опираться на определённые исходные положения , дающие представления о феноменах.
Методология – учение об идейных позициях науки, логике её развития и методах исследования.
Теория – это совокупность взглядов, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений. Существует три уровня методологии:
Общая методология педагогики
– обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а так же о феноменах которые изучает эта наука. Предполагает учёт закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которыми процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся.
Прогнозирование и планирование жизненного пути
Интегральным элементом творческой жизни человека является его жизненная программа как целостная модель жизненного пути. Жизненная программа зрелой личности отражает магистральные жизненные цели и способы ее реализации. Жизнь можно рассматривать как бесконечный ряд целей и путей их достижения, которые воспроизводят извечные противоречия ...
Социально - психологические особенности детей сирот
Психологическое и социальное развитие детей-сирот.
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отлич ...
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к обучению в школе - следствие прохождения ребенком кризиса семи лет.
Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действите ...