Трансакционный анализ Э.Берна. Структурный анализ.
Страница 2

Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:

Структурный анализ: - анализ отдельной личности.

Анализ трансакций: - анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.

Анализ игр: - анализ открытых трансакций, ведущих к расплате.

Анализ сценария: - анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: “Кто Я?”, “Почему Я поступаю именно так?”, “Как Я приобрел эти качества?”. Этот метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояния его собственного “Я”.

Представьте себе мать, громко ругающую своего ребенка. Ее лицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг звонит телефон и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса и выражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойно опускается.

Представьте двух военнослужащих, сердито спорящих друг с другом. Их спор всё более ожесточается. Они напоминают детей, ссорящихся из-за письма. Спор прекращается. Раздражение сменяется беспокойством. Один спешит выяснить, что случилось, другой вызывает “скорую помощь”. Следуя теории СА, эти военнослужащие, так же как и мать ребенка, изменили состояние своего “Я”.

Берн определяет состояние “Я” как “устойчивый тип восприятия и повреждений, связанных с соответствующим устойчивым типом поведения”.

Берн пишет:” .В этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полноту переживаний в последовательной форме, воспринимаемой как состояния “Я”. Это означает, что состояния “Я” включают в себе естественный способ переживания и записи переживаний во всей их полноте. Наряду с этим, переживания записываются в виде отдельных фрагментов .”[5].

Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Они включают все переживания детства, все перенятое у родителей, воспитание, восприятие событий и чувств связанных с происшедшими событиями и искажения, перенесенные в воспоминания. Эти записи хранятся подобно записям на магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события даже переживать заново.

Каждая личность имеет три состояния “Я”, которые являются отдельными и особыми источниками поведения: состояние Я-Родителя, Я-Ребенка и Я-Взрослого. Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые существуют сейчас или некоторые существовали некогда, которые имеют законные имена и гражданскую подлинность. Ниже схематически изображена структура личности.

Упрощенная диаграмма

ВЗ

РБ

Рис. 3.1. Структурная диаграмма состояния “Я”.

Состояние “Я” сокращенно называют Родитель, Взрослый, Ребенок на этой схеме да и в последующих тоже они обозначают состояние “Я”, а не реальных родителей , взрослых и детей. Эти три состояния “Я”, определяются следующим образом:

· состояние Я-Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предупреждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего ребенка;

· состояние Я-Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Коммуникативная деятельность в Интернете
Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Существуют следующие основные виды общения в сети: 1. Общение в режиме реального времени (т.н. чат): - с одним собеседником (выбирается определенный канал для такого общения) - с большим количеством людей одновременно 2. Общение, при котором сообщения ...

Подсистемы невербальное общение
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - т ...

Детская шизофрения. Шизофрения раннего и дошкольного возраста.
Данная форма шизофрении чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Наследственная отягощенность у детей, заболевших в этом возрасте, выше, чем в целом у всех больных шизофренией. Злокачественно текущая форма начинается обычно в 1,5-2 года с угасания психической активности, побуждений, приостановки психического развития. Уже за нескол ...