Трансакционный анализ Э.Берна. Структурный анализ.Страница 2
Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:
Структурный анализ: - анализ отдельной личности.
Анализ трансакций: - анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.
Анализ игр: - анализ открытых трансакций, ведущих к расплате.
Анализ сценария: - анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.
Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: “Кто Я?”, “Почему Я поступаю именно так?”, “Как Я приобрел эти качества?”. Этот метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояния его собственного “Я”.
Представьте себе мать, громко ругающую своего ребенка. Ее лицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг звонит телефон и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса и выражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойно опускается.
Представьте двух военнослужащих, сердито спорящих друг с другом. Их спор всё более ожесточается. Они напоминают детей, ссорящихся из-за письма. Спор прекращается. Раздражение сменяется беспокойством. Один спешит выяснить, что случилось, другой вызывает “скорую помощь”. Следуя теории СА, эти военнослужащие, так же как и мать ребенка, изменили состояние своего “Я”.
Берн определяет состояние “Я” как “устойчивый тип восприятия и повреждений, связанных с соответствующим устойчивым типом поведения”.
Берн пишет:” .В этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полноту переживаний в последовательной форме, воспринимаемой как состояния “Я”. Это означает, что состояния “Я” включают в себе естественный способ переживания и записи переживаний во всей их полноте. Наряду с этим, переживания записываются в виде отдельных фрагментов .”[5].
Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Они включают все переживания детства, все перенятое у родителей, воспитание, восприятие событий и чувств связанных с происшедшими событиями и искажения, перенесенные в воспоминания. Эти записи хранятся подобно записям на магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события даже переживать заново.
Каждая личность имеет три состояния “Я”, которые являются отдельными и особыми источниками поведения: состояние Я-Родителя, Я-Ребенка и Я-Взрослого. Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые существуют сейчас или некоторые существовали некогда, которые имеют законные имена и гражданскую подлинность. Ниже схематически изображена структура личности.
![]() | ![]() | |||||||||
| ||||||||||
![]() |
| |||||||||
![]() | ||||||||||
| ||||||||||
Рис. 3.1. Структурная диаграмма состояния “Я”.
Состояние “Я” сокращенно называют Родитель, Взрослый, Ребенок на этой схеме да и в последующих тоже они обозначают состояние “Я”, а не реальных родителей , взрослых и детей. Эти три состояния “Я”, определяются следующим образом:
· состояние Я-Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предупреждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего ребенка;
· состояние Я-Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая;
Основные типы конфликтов.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.
Внутриличностный конфликт
- состояние н ...
Уровни взаимопонимания
Можно различать три уровня взаимопонимания в зависимости от того:
совпадает ли система социальных и индивидуальных значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпадений в уровне взаимооценки личностных качеств – с другой;
когда совпадает не только система значений (социальных и индивидуальных), но и уровень взаимной оценки личностн ...
Схема индивидуальной беседы с учащимися
1.
Профессиональные намерения учащегося
1.1 Что собирается делать после окончания 9-го класса:
А) учиться в 10-м классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);
Б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).
1.2 Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, р ...