Трансакционный анализ Э.Берна. Структурный анализ.
Страница 3

· состояние Я-Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как “старое” поведение детства.

Когда вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я-Родителя.

Когда вы имеете дело с текущей реальностью напоминание фактов, их собственной оценкой. Вы находитесь в состоянии Я-Взрослого.

Когда вы ведете себя подобно тому как Вы делали это в детстве, вы находитесь в состоянии Я-Ребенка.

Люди, находясь в каждом состоянии “Я”, могут по-разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние “Я” имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного состояния “Я” отличаются чаще, чем из других. Например, те которые отличаются чаще из состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их способности воспринимать этот мир снижены или искажены.

После рождения ребенка его восприятие сосредоточено на личных потребностях и комфорте. Младенец стремиться избегать болезненных ощущений и реагирует на уровне чувств. Почти сразу же появляется уникальное состояние Я-Ребенка. В следующем развивается состояние Я-Родителя. Часто оно впервые наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая их поведению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре ребенка. Других же наоборот радует. Состояние Я-Взрослого развивается по мере того, как ребенок старается осмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можно манипулировать. Ребенок может спросить: ”Почему я должен есть, когда мне не хочется и я не голоден?”, или же может симулировать боль в животе, когда ему не хочется есть.

Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурым взглядом, устным приветствием и т.д. на языке ТА - это называется контактом. Два или более контакта составляют трансакцию. Все трансакции можно разделить на дополнительные, пересекающиеся и скрытные.

Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение, поставленное из определенного состояния “Я”, личность не получает ожидаемый отклик из определенного состояния “Я” другой личности. Берн определяет дополнительную трансакцию как “соответствующую и ожидаемую, отвечающую здоровыми человеческими отношениями”.[4] Например, если чуткий муж утешает свою жену, глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сочувствие является соответствующим ее потребности в покровительстве. Дополнительные трансакции могут быть и происходить между любыми двумя состояниями “Я”. Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель - Родитель, когда сожалеют о своих детях покинувших родной дом; как Взрослый - Взрослый при решении каких-либо проблем: как Ребенок - Ребенок или Ребенок - Родитель, когда веселятся вместе. Личность может взаимодействовать с любым состоянием “Я” другой личности, находясь сам в состоянии Я-Родителя или Взрослого или Ребенка. Если отклик соответствует ожидаемому то трансакция является дополнительной. Линии коммуникаций открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. все вносит свой вклад в смысл каждой трансакции. Чтобы полностью понять сказанное, необходимо, учитывать невербальные аспекты трансакции так же хорошо, как и произношение слова. Для лучшего понимания следующих примеров предполагается, что взаимодействие является непосредственным, а словесные и невербальные сообщения совпадают.

РД

РД

РД

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Толпа
Из учебного пособия по социальной психологии Р.И. Мокшанцева и А.В. Мокшанцевой (Москва-Новосибирск, 2001г.), мы можем отметить, что социальная жизнь людей отливает много самых различных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Но есть и такие, в которых проявление воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьёзно огранич ...

Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи. Нарушения внимания у детей с ОНР
Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР, является невключаемость внимания и его быстрая истощаемость, отмечается повышенная истощаемость слухового внимания. По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР, являются замедленность, неустойчивость. Отмечают ...

Исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера. Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на эмоциональную сферу личности офицера с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь военнослужащим для стабил ...