Методика изучения уровня самосознания
Страница 1

Подготовка исследования.

Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы.

Вариант I

1. Что ты любишь больше всего на свете?

2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.

4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?

6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Вариант II

1. Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?

2. Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.

3. Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.

4. Что собираешься делать, когда вернешься в группу?

5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?

Проведение исследования.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5–7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Обработка данных.

Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Осознание желаний и предпочтений старшими дошкольниками

Типы ответов

Возраст детей

5–6 лет

6–7 лет

1. Отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего»)

2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в зрительном поле)

3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные)

4. Виды деятельности или любимые игры

5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе)

Выявляют соотношение вариантов ответов в разных группах дошкольников и выделяют наиболее значимый, распространенный в каждой группе. Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста. Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу (табл. 2). Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании.

Таблица 2. Осознание прошлых и будущих действий старшими дошкольниками

Типы ответов

Возраст детей

5–6 лет

6–7 лет

1. Отсутствие ответа

2. Стереотипное повторение одного ответа

3. Перечисление режимных моментов

4. Сообщение о своих действиях

5. Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях

Методика изучения осознания детьми нравственных норм

Подготовка исследования.

Придумать 3–5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10–12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение исследования.

Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2–3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила, Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша – зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил… Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображение» положительных и отрицательных поступков сверстников и говор; «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку почему».

Страницы: 1 2

Проблема психологического пола личности. Факторы его становления. Психологический пол в общей структуре личности.
Сознание каждого человека отражает дихотомичное деление окружающего мира на "мужское" и "женское". Это деление пронизывает всю историю культурного развития человечества, проявляясь в представлениях о половом символизме, идеальных образах мужественности и женственности, нормах полоролевого поведения, различиях социаль ...

Отдел главного конструктора – отдел главного технолога
Зачастую конструкторские разработки вызывают большие затруднения у технологов при проектировании технологических процессов, инструмента и остатки для изготовления деталей и узлов, а возможности действующих технологий тормозят внедрение в производство новых конструкторских технологий. Налицо постоянный конфликт, который зачастую усугубля ...

Особенности личностных типов
Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие п ...