Методика изучения уровня самосознания
Страница 1

Подготовка исследования.

Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы.

Вариант I

1. Что ты любишь больше всего на свете?

2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.

4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?

6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Вариант II

1. Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?

2. Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.

3. Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.

4. Что собираешься делать, когда вернешься в группу?

5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?

Проведение исследования.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5–7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Обработка данных.

Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Осознание желаний и предпочтений старшими дошкольниками

Типы ответов

Возраст детей

5–6 лет

6–7 лет

1. Отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего»)

2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в зрительном поле)

3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные)

4. Виды деятельности или любимые игры

5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе)

Выявляют соотношение вариантов ответов в разных группах дошкольников и выделяют наиболее значимый, распространенный в каждой группе. Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста. Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу (табл. 2). Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании.

Таблица 2. Осознание прошлых и будущих действий старшими дошкольниками

Типы ответов

Возраст детей

5–6 лет

6–7 лет

1. Отсутствие ответа

2. Стереотипное повторение одного ответа

3. Перечисление режимных моментов

4. Сообщение о своих действиях

5. Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях

Методика изучения осознания детьми нравственных норм

Подготовка исследования.

Придумать 3–5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10–12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение исследования.

Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2–3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила, Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша – зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил… Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображение» положительных и отрицательных поступков сверстников и говор; «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку почему».

Страницы: 1 2

Понятие конфликта, его сущность. Определение конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без­надежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходи ...

Роль самовоспитания в профессиональном становлении
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Содержанием профессионального самовоспитания являются все профессионально значимые качества его личности, его мировоззрение, физическое здоровье. Самовоспитание не может осуществляться без предварительного общественного воспитания ...

Возрастные изменения работоспособности
Персонал, накапливающий обширный опыт практической работы и знания, к сожалению, имеет тенденцию стариться. Одновременно не молодеют и руководители. Приходят новые сотрудники, у которых за плечами также груз прожитых лет. Как же организовывать труд стареющих работников, чтобы их деятельность была максимально эффективной? Прежде всего, ...