Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности
Страница 5

Психологическая информация » Долговременные программы » Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности

Согласно К. Левину, психологическое поле в тот или иной момент включает в себя не только теперешнее состояние индивида, но и представление о своем прошлом и будущем – желания, планы, мечты, надежды. Все части поля, не смотря на их хронологическую разновременность, субъективно могут переживаться одновременно и все вместе определять поведение человека, траекторию выбранного им жизненного пути.

Именно «временная перспектива» предусматривает взаимосвязь и взаимообусловленность прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека, считал Л. Франк, который еще в 1939 году впервые ввел в научный обиход этот термин. При этом мнимым, далеким от действительности может быть не только будущее, но и прошлое. Память редактирует воспоминания человека исходя из потребностей настоящего, из необходимости иметь определенную индивидуальную историю, которая не мешала бы формировать положительное отношение к себе. Иногда наоборот, человек стремиться к самообвинениям, даже самоистязаниям, и тогда воспоминания становятся неадекватно негативными. Так будущее иногда видится сквозь розовые очки, а со временем – через черные.

Как известно, классический психоанализ ориентируется, прежде всего, на прошлое личности.

Многие современные психотерапевтические направления гуманистической ориентации, напротив, акцентируют внимание на будущем, на необходимости формирования таких жизненных перспектив, которые помогали бы человеку повысить самоуважение, найти собственную идентичность. Человек, в определенной степени, программирует себя, иногда даже не подозревая об этом, не осознавая, что ожидание успеха или поражения, выздоровления или установления страшного диагноза непосредственно влияют на актуальное состояние, на эффективность деятельности, особенности общения, формы отношения к себе и другим.

Определенные фантазии, репетиции будущего, спонтанные мечты, представление своих желаний дают возможность человеку выбирать варианты своего потенциального развития, путей жизненного движения, возможно разрывая при этом путы зафиксированного с детства родительского сценария.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Психологи и педагоги указывают, что ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей мал ...

Психология потерпевшего
Психологическая характеристика потерпевшего Автор целиком и полностью согласен с В.Л. Васильевым, который выделяет в своей работе психологию потерпевшего в отдельную главу в отличие от других авторов. Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после со ...

Психология личности несовершеннолетнего правонарушителя
Социальная детерминация поведения личности носит сложный характер. С одной стороны, на личность влияют (и ее формируют) объективные отношения, в которые включается человек и которые определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в его стремлениях, склонностях и т.п. Социальный статус и выполняемые личностью социальные ...