Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности
Страница 4

Психологическая информация » Долговременные программы » Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности

Некоторые ученые (Балтес, 1987; 1988) полагают, что развитие индивида на протяжении жизни – это не только взаимодействие возрастных изменений и исторических перемен. Он считает, что в развитии взаимодействуют три типа факторов.

Нормативные возрастные факторы – это те биологические и социальные изменения, которые обычно происходят в предсказуемом возрасте. Сюда относятся пубертат и менопауза, равно как и некоторые физические аспекты старения. К этим факторам также относятся некоторые предсказуемые социальные события, такие как, поступление в школу, вступление в брак или уход на пенсию, которые обычно происходят в определенных возрастных границах.

Нормативные исторические факторы – это такие исторические события, как войны, экономические спады, эпидемии, которые практически одновременно затрагивают всю возрастную когорту (группу людей, родившихся в один и тот же период времени).

К третьему типу факторов относятся факторы ненормативные. Их воздействие не связано с определенным периодом жизни человека. Скорее они соответствуют сугубо личным событиям, происшествиям и переменам в жизни человека. К ним относятся развод, потеря работы, болезнь, перемена места жительства, непредвиденные потери или внезапное везение и т.д. Некоторые из перечисленных критических событий могут резко изменить жизнь человека. Таким образом, развитие есть нечто большее, чем только результат влияния возрастных и исторических факторов; время наступления событий в жизни каждого отдельного человека и возрастной когорты в целом столь же важно для развития, как и само их совершение.

Развитие является основным способом бытия личности. Оно выражает главную потребность человека – потребность постоянно выходить за собственные границы. ( Анциферова Л.И. , 1981).

Среди важнейших аспектов эволюции психики следует назвать расширение именно временной ориентации. Так, если животное ориентируется во времени исходя из необходимости удовлетворения лишь необходимых настоящих потребностей, то интервалы времени, репрезентованные в сознании человека, не только связаны с его прошлым, настоящим и будущим, но и могут выходить далеко за рамки отдельной жизни. Лишь только биологическая судьба имеет необратимый финал. Время же личности, как неотъемлемая частичка исторического времени, времени социума – не является однозначно оконченным. ( В.Панок, Т. Титаренко,2001).

Постоянная незавершенность – характерная черта психологической организации личности, внутреннее условие ее способности саморазвития, сотворение себя вновь. Анализируя вопросы развития личности и место, которое они занимают в жизнедеятельности человека, К. Обуховский отмечал, что «личностный уровень психологической организации индивида – это способ, средство или орудие овладения человеком своим будущим, осуществление будущего с помощью творческих действий» (Обуховский К., 1981).

Все социальное бытие человека является направленностью на цели, которые находятся в более-менее отдаленном будущем. Человек не может жить, не адаптируясь, не приспосабливаясь. И если говорить о личностном приспособлении, то это будет скорее приспособление к будущему, чем к настоящему. Творческое отношение к собственной жизни требует выхода из обыденности, повседневности. Личность приспосабливается к будущему, прогнозируя его, разрабатывая жизненные планы, программы, осознанные и неосознанные окончательно ориентиры.

Таким образом, только осознавая свою временную орбиту, анализируя последствия завершенных действий, планируя будущие поступки, личность может двигаться жизненным путем вперед, развиваться, а не стоять на месте или деградировать. Время человека отмеряно, и мысль о смерти вынуждает к активному действию. То, что не имеет измерений, не имеет и ценности.

Человек создает свой мир путем структурирования своего жизненного пространства в соответствии с жизненными переживаниями. Ценность, значение различных составных окружающей среды определяется индивидуальными перспективами, взглядами на будущее. Взрослея, человек расширяет свои границы временной ориентации, формирует временной кругозор как интегративную характеристику развития временных представлений личности, которые складываются в социальной деятельности ( Логинова Н.А., 1985).

Страницы: 1 2 3 4 5

Исследование проблемы саморегуляции в работах отечественных и зарубежных психологов. Развитие представлений о саморегуляции.
Способность к регуляции психических процессов и состояний отличалась еще в работах Аристотеля. К научному исследованию саморегуляции как специфического процесса в живых системах приступили в начале ХХ века. Идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса была ясно сформулирована в работах Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова, ...

Средства вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется с ...

Анализ состояния проблемы в практике. Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их г ...