Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности
Страница 4

Психологическая информация » Долговременные программы » Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности

Некоторые ученые (Балтес, 1987; 1988) полагают, что развитие индивида на протяжении жизни – это не только взаимодействие возрастных изменений и исторических перемен. Он считает, что в развитии взаимодействуют три типа факторов.

Нормативные возрастные факторы – это те биологические и социальные изменения, которые обычно происходят в предсказуемом возрасте. Сюда относятся пубертат и менопауза, равно как и некоторые физические аспекты старения. К этим факторам также относятся некоторые предсказуемые социальные события, такие как, поступление в школу, вступление в брак или уход на пенсию, которые обычно происходят в определенных возрастных границах.

Нормативные исторические факторы – это такие исторические события, как войны, экономические спады, эпидемии, которые практически одновременно затрагивают всю возрастную когорту (группу людей, родившихся в один и тот же период времени).

К третьему типу факторов относятся факторы ненормативные. Их воздействие не связано с определенным периодом жизни человека. Скорее они соответствуют сугубо личным событиям, происшествиям и переменам в жизни человека. К ним относятся развод, потеря работы, болезнь, перемена места жительства, непредвиденные потери или внезапное везение и т.д. Некоторые из перечисленных критических событий могут резко изменить жизнь человека. Таким образом, развитие есть нечто большее, чем только результат влияния возрастных и исторических факторов; время наступления событий в жизни каждого отдельного человека и возрастной когорты в целом столь же важно для развития, как и само их совершение.

Развитие является основным способом бытия личности. Оно выражает главную потребность человека – потребность постоянно выходить за собственные границы. ( Анциферова Л.И. , 1981).

Среди важнейших аспектов эволюции психики следует назвать расширение именно временной ориентации. Так, если животное ориентируется во времени исходя из необходимости удовлетворения лишь необходимых настоящих потребностей, то интервалы времени, репрезентованные в сознании человека, не только связаны с его прошлым, настоящим и будущим, но и могут выходить далеко за рамки отдельной жизни. Лишь только биологическая судьба имеет необратимый финал. Время же личности, как неотъемлемая частичка исторического времени, времени социума – не является однозначно оконченным. ( В.Панок, Т. Титаренко,2001).

Постоянная незавершенность – характерная черта психологической организации личности, внутреннее условие ее способности саморазвития, сотворение себя вновь. Анализируя вопросы развития личности и место, которое они занимают в жизнедеятельности человека, К. Обуховский отмечал, что «личностный уровень психологической организации индивида – это способ, средство или орудие овладения человеком своим будущим, осуществление будущего с помощью творческих действий» (Обуховский К., 1981).

Все социальное бытие человека является направленностью на цели, которые находятся в более-менее отдаленном будущем. Человек не может жить, не адаптируясь, не приспосабливаясь. И если говорить о личностном приспособлении, то это будет скорее приспособление к будущему, чем к настоящему. Творческое отношение к собственной жизни требует выхода из обыденности, повседневности. Личность приспосабливается к будущему, прогнозируя его, разрабатывая жизненные планы, программы, осознанные и неосознанные окончательно ориентиры.

Таким образом, только осознавая свою временную орбиту, анализируя последствия завершенных действий, планируя будущие поступки, личность может двигаться жизненным путем вперед, развиваться, а не стоять на месте или деградировать. Время человека отмеряно, и мысль о смерти вынуждает к активному действию. То, что не имеет измерений, не имеет и ценности.

Человек создает свой мир путем структурирования своего жизненного пространства в соответствии с жизненными переживаниями. Ценность, значение различных составных окружающей среды определяется индивидуальными перспективами, взглядами на будущее. Взрослея, человек расширяет свои границы временной ориентации, формирует временной кругозор как интегративную характеристику развития временных представлений личности, которые складываются в социальной деятельности ( Логинова Н.А., 1985).

Страницы: 1 2 3 4 5

Результаты, полученные по методикам «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич)
Данные, полученные по методике «Ценностные ориентации» показали (Приложение 5, таблицы 3-4), что среди терминальных ценностей наиболее значимыми для испытуемых являются здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и наличие хороших и верных друзей. Наименее значимы жизненная м ...

Дети с церебральным параличом
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определённым состоянием центральной нервной системы. В зарубежной психолого-педагогической литературе приме ...

Внимание
Актуальные, личностно-значимые сигналы выделяются вниманием. Выбор осуществляется из множества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, связанного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатывать ...