Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности
Страница 1

Психологическая информация » Долговременные программы » Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности

Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Еще в детстве, каждый человек, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове жизненные сценарии.

Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. ( Берн Э., 2003).

Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора (Столяренко Л. Д., 1997).

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Психобиологическая система, которую представляет собой человек, оценивает и перерабатывает поступающие на «вход» стимулы, в конечном итоге разрабатывая и применяя адекватные средства адаптации. Однако по причине того, что психика человека (программное обеспечение системы) является одновременно и средством и объектом изучения, случаются «сбои», прежде всего, связанные с наличием «помех». «Помехами» как правило, являются аффекты, дисгармонизированные эмоции, извращенные ценностные ориентации, гипертрофированные потребности, которые искажают оценку стимулов-факторов среды, создавая тем самым предпосылки для совершения ошибок при постановке задач и как следствие, при подготовке программ.

В результате внедрения дефектных программ, «Я» человека и его поведение подвергаются глубокой трансформации, когда свобода выбора блокируется и возникает иллюзия рока или предначертанности судьбы. Функционирование долговременных программ подчиняется, во-первых, законам жизненного сценария в структуре взрослый – родитель – ребенок, во-вторых, фундаментальному закону русского физиолога Сеченова о том, что мысль о движении есть начало самого движения. Что означает, что все, даже не проявленные и нереализованные, но фиксированные в прошлом мысли в режиме микромоторики на всем протяжении жизненного пути конкретного человека в той или иной степени находят свое отражение в актуальных жизненных событиях, являясь одновременно создателями и компонентами судьбы этого человека.

В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, “линия жизни”), талант и жизненный опыт, можно объединить в понятии “жизненный путь человека”. Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. “Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю”, — писал С. Л. Рубинштейн (РубинштейнС.Л , 1946).

В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в “Основах общей психологии”. В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн).

Страницы: 1 2 3 4 5

Исследование сущности лидерства. Лидер и группа
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, мы можем понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп. Сколь разнообразны люди и группы, сто ...

Монотонность.
Развивая идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлов отмечал, что для деятельного состояния высшего отдела больших полушарий необходима известная минимальная сумма раздражений, идущих в головной мозг при посредстве обычных воспринимающих поверхностей тела животного. Влияние измененной афферентации, т. е. потока внешних раздражителей, на психическо ...

Методы педагогической психологии
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и другие, но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения ...