Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности
Страница 2

Психологическая информация » Долговременные программы » Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности

Жизненный путь — “это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения” (Б.Г. Ананьев, 1969). Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.

“Положение о том, что развитие — основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных, задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности” (Г. Винокур, 1927). Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д. — вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Как часть общества, как современник эпохи, как представитель поколения, каждый человек определенным образом включает в собственную историю страницы истории человечества, огромный спектр социально исторических ритмов. Традиции, обычаи, обряды, которые являются характерными для общества, так или иначе, касаются каждого отдельного человека.

Жизненный путь не является лишь траекторией частной жизни личности. Он очерчивает и творческий вклад каждого человека в историю общества. Есть люди, которые отражают собой ценности и идеалы поколения к которому принадлежат. Есть такие, которые олицетворяют собственной жизнью целую эпоху, целый исторический период. А жизнь некоторых становится вехой всей мировой истории.

Жизненный путь всегда объединяет биографическое и историческое. Личность не может развиваться, не создавая свою историю. Индивидуальная активность человека постепенно возрастает, внешние факторы уступают внутренним, формируется ответственность за собственные поступки, намерения, последствия действий. Человеческая деятельность изменяет окружающую среду, объективируясь в продуктах материальной и духовной культуры. Каждое поколение опирается на опыт предыдущего и получает возможность идти вперед. Создавая свой жизненный путь, человек накладывает на современные ей исторические события отпечаток собственных мыслей, интересов, решений, волевых импульсов, отражая одновременно и обратное влияние своего времени, ровесников, социума.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг. [23]. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности (“регулярности”) в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, “ментальных”, и биологических, “витальных”, тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению гуманистической психологии на Западе (Ш.Бюлер, 1933).

Экзистенциалистские, неофрейдистские модели жизненного развития всесторонне и глубоко подвергались критическому анализу в советской науке. Эта критика ведется с позиций марксистских методологических установок и отличается конструктивным характером. В советской психологии определена принципиально иная стратегия разработки проблем индивидуального развития личности. Наиболее полно и программно эта стратегия впервые была намечена Б. Г. Ананьевым. Он обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в степени идиотии
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью в степени идиотии Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости (IQ менее 20) – характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций. Детям – идиотам недоступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде ...

Особенности зависимости от азартных игр. Понятие игромании
Азартная зависимость, известная как психологическое явление с давних времен, лишь в последние годы стала предметом психологического исследования в связи с развитием и повсеместным бесконтрольным распространение игорного бизнеса [21]. Разнообразное, привлекающее внимание своим красивым видом, приятными акустическими эффектами оборудовани ...

Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии. Основные компоненты личности
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". ...