Психические регуляторы труда
Страница 3

Подтверждения очевидной значимости для человека образа "субъект-субъектных отношений" можно найти едва ли не в каждом учебнике по социальной психологии и психологии управления. Особенно велика роль такого образа для человека, находящегося в экстремальных условиях.

Сделаем некоторые обобщения. Функции совокупности образов и их взаимосвязей далеко выходят за пределы их первоначальной заданности. В каждом высококвалифицированном труде есть значительная доля неформализуемых образов-регуляторов, уровень владения которыми, пожалуй, более всего и отличает профессионала от мастера своего дела. Так, у скульптора, работающего с мрамором, есть "чувство мрамора", следуя которому он из множества блоков-заготовок выберет единственный для воплощения своего замысла или откажется, забракует все и будет продолжать искать "свой", единственный. В спорте высших достижений давно утвердились понятия "чувство воды", "чувство снега", "чувство мяча", "чувство партнера", "чувство дистанции", "чувство поля" и т. п. Роль сложных ПВК — профессиональных "чувств" в детерминации успешности субъекта один из тренеров сборной команды страны по боксу оценил кратко: "Если у человека нет "чувства ринга" — убьют сразу! "

В авиации такими сложными ПВК являются "чувство самолета", "чувство горизонта", "чувство аэродрома". Понятно, что, например, в инженерной психологии, где проблема рабочего образа крайне актуальна, она разработана более обстоятельно. В частности, выделяются следующие категории образов: концептуальная модель — оперативный образ — образ — цель

Неоднозначную, а вернее, многозначную, многогранную роль образа как психологического регулятора, как многозначной метафоры можно проиллюстрировать и на схемах психики человека. Согласно логике нашего подхода рассмотрим несколько таких схем, предложенных учеными в течение одного лишь столетия — с начала до конца XX в. В начале XX в. 3. Фрейду для объяснения всего многообразия психического достаточно было двух сфер — бессознательное/сознательное. В начале 1930-х гг. полная картина психики по 3. Фрейду отражается тремя независимыми сферами: бессознательное ("Оно") — сознание ("Эго") — сверхсознание ("Супер-эго") (рис 1), отношения между которыми затруднительны, сложны, конфликтны

А. Маслоу Рис.1.

Формы отображения структуры личности в психологии

В середине XX в. стали, по 3. Фрейду и Э. Берну, сущность психики обозначать также тремя сравнительно независимыми сферами (эго-состояниями), но уже двух параллельных субстанций ("дитя -взрослый - родитель" субъекта и "дитя - взрослый - родитель" партнера межличностных взаимодействий) с многообразием отношений между ними — эмоциональных и логических трансакций, сценарных посланий и др. В обоих случаях разные психические реальности отображаются учеными посредством круга — замкнутой геометрической фигурой.

А. Маслоу психологию и развитие человека представил в образе многоэтажной пирамиды-треугольника (рис.1). В его основе — "базовые физиологические потребности", присущие всем людям (а вернее, всему живому). На "базе" биологии непосредственно строятся ступени социализации человека — безопасность и уверенность; любовь и принадлежность; самоуважение и уважение других. Но вершины пирамиды достигают, увы, немногие, согласно мнению автора — лишь около 1% людей.

На уровне парадигм можно видеть некоторый прогресс — пятая (три'плюс две!) ступень, "самоактуализация" явно возвышается над "Супер-эго", она иная по своей природе. Но если автором теории ясно представлена ее локализация — "вершина", то ее детерминанты не столь очевидны, они "размыты", хотя форма треугольника и предполагает возможность взаимоперехода субстанций внутри фигуры. Объяснение феномена "самоактуализации" требует введения новых постулатов или серьезной "коррекции" прежней научной парадигмы.

В 1980-1990-х гг. образ человека (личности у В. А. Петровского) представляется как четыре взаимосвязанные инстанции. Согласно "пентабазису" В. А. Ганзена человек есть интеграция целого, определяемого четырьмя взаимосвязанными, но достаточно автономными частями: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность (рис.2). Сложная фигура-образ допускает многовариативность развития каждой из ее частей.

Рис.2. Многоструктурное описание человека (Ганзен В. А., 1980)

В конце 1990-х гг. Д. А. Леонтьев сохраняя приверженность "ступеням", отказывается от "сфер", "прямоугольников", "квадратов" и иных замкнутых геометрических фигур. Есть все основания говорить о последовательном продвижении вперед от доминирующих прежде парадигм.

Страницы: 1 2 3 4

Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога
Результаты проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста Светланы Анатольевны и Ксении Сергеевны по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения Ф. И.О. воспитателя Авторитарный стиль Демократический с ...

Психологическая автобиография
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического фу ...

Фактор Н “Робость – смелость”
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находится в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоя ...