Психические регуляторы труда
Страница 2

Так, например, физический предел приема/передачи знаков радиотелеграфиста, который считает "точки — тире", составляет около 30 знаков (цифр или букв криптограмм) в минуту. Норма надежного (в условиях помех) приема сообщения для квалифицированного радиотелеграфиста, идентифицирующего знаки как "мелодии", составляет 120-150 и более знаков. Другими словами, только лишь психологическое перекодирование образа — из "точек" в "мелодии" — обеспечивает повышение надежности и эффективности профессиональной деятельности в 4-6 раз.

Другой, технический способ перекодирования исходной знаковой системы, например в радиосвязи, состоит в уплотнении всей информации до одного "пакета" — "радиоимпульса", для передачи и дешифрации которого используется аналоговая техника.

Еще более ярким примером не только функциональных, но и культурно-эстетических следствий взаимодействия исходных компонентов — образов профессиональной деятельности являет собой музыка. Первоначально определенные частоты, например, физических колебаний струны в секунду (число герц — математическая шкала отношений), воспринимаются человеком как "музыкальные звуки" (математическая шкала интервалов). Иначе говоря, комбинации акустических образов в интервалах лада или определенной октавы воспринимаются как сложные музыкальные образы — мелодии, имеющие вполне определенное эмоциональное и смысловое содержание (система восприятия — номинальная шкала).

Современный музыкальный строй является прямым преобразованием исходных физических стимулов — разных частот физических колебаний (в герцах) в "музыкальные образы" подчиненным определенным закономерностям. Пример — таблица динамики часто первой октавы (до 2 = удвоенной частоте до 1, ре 2 = удвоенной частоте ре 1 и т. д.).

Таблица.2

Таблица частот первой октавы

Тон

До 1

Ре 1

Ми 1

Фа 1

Соль 1

Ля 1

Си 1

До 2

Частота, Гц

262

294

330

349

392

440

494

523

Всего лишь 7 фиксированных звуков с 12 полутоновыми интервалами между ними в зависимости от их высоты, длительности, силы, пауз между ними, комбинаций друг с другом (терция, квинта, септа, октава) могут приобретать новое системное качество — качество музыки. Комбинации благозвучных и неблагозвучных созвучий позволяют создавать качественно новую информационную и эмоциональную систему, не нуждающуюся в переводе на национальные языки.

Заметим, мы говорим о высокопрофессиональной деятельности по оперированию специфическими акустическими образами. Создание логарифмически равномерной двенадцатитоновой музыкальной шкалы явилось итогом длительного развития музыки и математики. В 1700 г. немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил 12-тоновую шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней. Вскоре И.-С. Бах доказал жизнеспособность новой системы. Он сочинил два тома музыкальных произведений под общим названием "Хорошо темперированный клавир" (1722-1744). Каждый из этих томов содержал по 24 пьесы (прелюдии и фуги): по одной на каждую мажорную и минорную тональность. Сочинения Баха составили эпоху в развитии новой музыки. Все последующие композиторы создавали свою музыку в этой системе, открывая ее неисчерпаемые возможности.

Музыканты считают, что 12 мажорных и 12 минорных тональностей не тождественны друг другу по звучанию и обладают индивидуальными качествами. Например, до мажор характерен для светлого, солнечного, спокойного настроения (соната Людвига ван Бетховена "Аврора"), до минор — для мужественной печали ("Похоронный марш" из Героической симфонии Бетховена, Третий фортепианный концерт до минор Шумана). Си минор — одна из наиболее глубоких и выразительных тональностей в классической музыки XVI-XIX вв. (Г. Е. Шилов).

Вот один из ярких образцов генезиса "образа" в психологическом мире человека — от прямого физического стимула, характеризуемого универсальными единицами физического измерения (математическая шкала отношений), от акустического воздействия на слух человека (логарифмические шкалы) до эмоциональной и смысловой реальности, имеющей даже свои цветовые характеристики (А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, М. К. Чюрленис и др.), приводящей к изменению эмоциональной, интеллектуальной сферы и даже физиологии человека.

Страницы: 1 2 3 4

Эмоции: определение, феноменология, измерение. Определение эмоции
Что такое эмоция? Уильям Джемс – автор одной из первых физиологических теории эмоции – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?» (1884). Однако и через 100 лет после того, как был сформулирован этот вопрос, мы можем прочитать в руководстве «Физиология человека» (1983) с ...

Решить задачу: В начале ХХ в. наступает кризис психологии, в чем суть и причины?
В начале ХХ в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции, не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений и физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодолени ...

Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипны ...