Психические регуляторы труда
Страница 1

Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы.

I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и процессов трудовой деятельности):

1) чувственный, сенсорный, перцептивный;

2) репрезентативный конкретный образ (воспоминания, представления, воображение);

3) репрезентативный абстрактный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий).

II. Образ субъекта:

1) актуальный "Я-образ" (рефлексия своего актуального состояния в данный момент, в данных условиях профессиональных или межличностных отношений, своих актуальных возможностей и ограничений);

2) обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" — "Я в прошлом", "Я в настоящем", "Я в будущем"; "Я среди других"; "Я как представитель профессиональной общности", "Я как личность", "Я как индивидуальность" и др.).

III. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений:

1) потребности и функциональные состояния;

2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;

3) характер, направленность личности, мировоззрение;

4) профессионализм, опыт, знания, умения, навыки

Люди в разной степени способны различать модальности и степень интенсивности воздействующих на них факторов среды (зрительных, акустических, тактильных, вкусовых, пространственных и др.). Это отражается в особенностях сенсорной организации их профессиональной деятельности: одному важно услышать, другому — увидеть, третьему — "почувствовать" предмет и средства труда. Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но обычно природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК). В процессе

профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего — те из них, которые изначально характеризовались выраженными природными задатками.

Однако образ как психический регулятор имеет и собственный мощный, объективный потенциал. Приведем примеры. Так, последовательные преобразования физических стимулов (например, коротких и длинных звуковых сигналов), семиотики, знаковых систем в профессиональные психологические образы — знаки (в профессиональной деятельности дегустаторов, гидроакустиков, радистов и др.) позволяют не только более успешно выполнять субъекту свои трудовые функции, но значительно увеличивать эффективность профессиональной деятельности (табл.1).

Таблииа.1

Азбука Морзе: знаки, символы, физические стимулы и психологические образы

Знак

Символ

Физический стимул

Психологический образ ("мелодия")

1

. - - - -

Один короткий сигнал и четыре длинных

Ку-да-ты-по-шла

2

• • - - -

Два коротких/три длинных (пропорция 1:3)

Я-на-гор-ку-шла

3

• • • - - -

Три коротких/два длинных

И-дут-ра-дис-ты

4

• • • • -

Четыре коротких/один длинный

5

• • • • •

Пять коротких сигналов

Пе-тя-пе-ту-шок

6

- • • • •

Один длинный/четыре коротких

Бы-ло-де-ло-так

7

- - • • •

Два длинных/три коротких

Дай-дай-за-ку-рить

8 .

- - - • •

Три длинных/два коротких

Мо-ло-ко-ки-пит

9

- - - - •

Четыре длинных/один короткий

.

0

- - - -

Пять длинных сигналов

.

Страницы: 1 2 3 4

Интернет-зависимость
Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD)[3]. В самом общем виде Интернет-зав ...

Эмоциональность
В толпе имеет место такое социально-психологическое явления, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе не просто соседствуют друг с другом. Они «заражают» окружающих и сами «заражаются» от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Нас ...

Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде
Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, семья, воспитатели детского сада, или учителя, школа? Специалисты считают, что никакое самое хорошее детское учреждение –ни детский сад, ни начальная школа- ...