Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Страница 13

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая

Демонстративный тип.

Этот тип характеризуется стремлением показать себя, продемонстрировать свои заслуги, даже если их не очень много. Для этого они с легкостью устанавливают контакты, стремятся к лидерству, жаждут власти и похвалы. У них мощные механизмы вытеснения и, хвастаясь, они «забывают» о неудачах и искренне верят в свою непогрешимость и удачливость. Они демонстрируют высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). В своем психопатическом выражении соответствует истерическому или диссоциативному типу личностного расстройства.

Экзальтированный тип.

Им свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Их эмоции протекают бурно и ярко, несмотря на их ситуативность и поверхностность. Они часто спорят, но не доводят спор до открытых конфликтов. Вместе с тем, привязаны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, чрезмерная эмоциональность, подверженность сиюминутным настроениям. В своем психопатическом выражении близок к истерическому типу личностного расстройства.

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации отражают свойства характера психически здорового человека. И лишь при воздействии неблагоприятных условий могут развиваться патологические нарушения адаптации и поведения. Поэтому акцентуации в психологии рассматриваются как личностные аномалии. Личностные аномалии – это не патология, а предрасположенность к ее развитию в определенных ситуациях.

Аномалии могут быть выражены в разной степени. Наиболее выраженные изменения – психопатии или расстройства личности

, которые уже имеют рассмотрение и в медицинском аспекте малой (пограничной) психиатрии

.

Психопатия – (греч. психо - душа, патос- болезнь) – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Они носят постоянный характер (стабильность) и проявляются во всех ситуациях (тотальность), препятствуя социальной адаптации индивида (нарушение адаптации). Для психопата ограничений не существует. Черты его аномального характера стойкий и необратимый характер. Патологическая реакция его личности, связанная с психотравмирующими факторами, предполагает сохранность определенного самоконтроля.

В то же время поведение психопатов одного и того же типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, а другой – душевнобольным. В нерезкой форме те или иные аномальные и даже психопатические особенности присущи всем нормальным людям. Поэтому, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.

Помимо поведенческих и адаптивно значимых индивидуально-личностных особенностей, существуют различия в индивидуально-врожденных психофизиологических особенностях.

Одни люди обладают восприимчивостью к тончайшим оттенкам цветов, другие улавливают малейшие изменения в силе света, третьи различают тончайшие изменения в сочетании звуков, четвертые легко замечают различия в форме предметов или имеют обостренное осязание и т.п.

Эта различная степень остроты и восприимчивости является основой различных врожденных потенций, задатков и способностей. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных особенностей предполагающих развитие способностей

. Связь между способностями и задатками не является жесткой и однозначной. На основе сходных задатков могут развиваться различные способности, и наоборот, на основе различных задатков могут развиваться сходные способности. Наличием тех или иных задатков объясняется то, что при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности развиваются быстрее и достигают более высокого уровня, чем у других.

Основные отличия задатков от способностей заключается в следующем:

- задатки даны от рождения, а способности приобретаются в результате обучения;

- задатки в отличие от способностей не требуют включения активного компонента деятельности, с которой они функционально связаны;

- способности формируются лишь при активном участии человека в тех видах деятельности, к которым они относятся.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Роль социального педагога в организации социально педагогических условий реабилитации дезадаптированных подростков
В процессе реабилитационной социально - педагогической деятельности социальный педагог выполняет следующие функции: - восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации; - компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить т ...

Классификация видов ощущений
По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения. По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингто-ном (1906). На о ...

Список материально-технической базы кабинета педагога-психолога
1. Мебель (шкаф – 1, стулья – 15, столы -2, стол журнальный -1); 2. Магнитофон; 3. Компьютер; 4. Аудиокассеты с музыкой (релаксационные, активизирующие, шум моря, леса, детские песенки и т.д.); 5. Игры (дидактические и развивающие); 6. Игрушки; 7. Ковёр, часы, картины -3, цветы – 14. ...