Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Страница 8

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая

Одним из проявления искаженного восприятия могут быть иллюзии, с которыми нередко приходится сталкиваться в следственной работе. Причины иллюзий могут быть объективными и субъективными. Объективные причины могут быть связаны с отсутствием контрастности между предметом и фоном, белые предметы могут выглядеть больше, чем темные и т.п. К субъективным причинам следует отнести адаптацию анализаторов, утомление рецепторного механизма, эмоциональные состояния напряженности или страха. Важным отличием иллюзий от галлюцинаций является то, что первые возникают под влиянием реально воздействующих сенсорных раздражителей, а вторые – результат патологических нарушений перцептивных процессов, когда возникновение псевдообразов не обусловлено воздействием каких бы то ни было объектов на рецепторы.

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетелей или потерпевших для последующей более точной оценки их показаний следователем или судом.

Большое значение в работе юриста имеют психологические представления об основных функциях памяти, внимания, мышления и воображения

.

Память – это сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом

. Память включает в себя процессы: запечатления, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания.

Их основные свойства и психологическая характеристика всем вам хорошо знакомы. Кроме этого, существует несколько видов памяти: генетическая, образная, двигательная, эмоциональная, вербально-логическая, произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная, оперативная.

В процессе расследования преступлений следователю нередко приходится допрашивать людей с нарушениями памяти – дисмнезии или различные амнезии. Чаще это нарушения памяти на текущие события у лиц преклонного возраста – фиксационная амнезия. Грубо нарушается память при травмах головного мозга, после которых наблюдался период потери сознания. Когда наблюдается полное забывание того, что предшествовало потере сознания – ретроградная амнезия, или тех событий, которые следовали вслед за ней – антероградная амнезия. Одновременное сочетание двух видов этих амнезий - анетероретроградная амнезия.

Зная основные закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти прокурор, следователь, судья или адвокат могут активизировать память у участников процесса в целях установления истины по делу. К таким приемам активизации памяти можно отнести:

- создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности; этому способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, травмирующих психику допрашиваемого;

- обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением; характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;

- использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше, либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например, эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;

- установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление меду разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;

- оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;

- проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценции (воспроизведение, вспоминание).

Зная высокую степень информационной нагрузки у лиц юридического труда, важно иметь представление о некоторых приемах, улучшающих запоминание:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Цели
Чтобы сформулировать терапевтические цели, ТД терапевт должен опираться на уровень развития индивида или группы. Некоторые пациенты не способны вынести идентификацию и прямое выражение чувств. А другие не могут выстроить когнитивную связь со своим движенческим поведением, как отражением себя. Важно помнить, что то, что является разумной ...

Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии. Понятие общения
Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин [22, С. 56]; НС. Кон [10, С. 45-55]), психологов (А.Н. Леонтьев [15, С. 23-43]) специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева [2, С.37]), детской и возрастной (Я. Коломинский ...

Предметное содержание педагогической деятельности
Педагогическая , как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. Предмето м педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного ...