Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Страница 11

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая

К ним относятся эмоциональные состояния тревоги, страха, эмоциональной напряженности или психологического стресса, посттравматические стрессовые расстройства, фрустрация, состояние физиологического аффекта, страдание.

Подробная их характеристика дана в специальной литературе, она весьма объемна, и вы ознакомитесь с ней самостоятельно.

Способы преодоления отрицательных психических состояний:

- лучше своевременно предупредить нарастающее состояние эмоциональной напряженности, чем бороться с ним (своевременное переключение, отдых, сон, перерыв);

- объективно оценивайте то, что с вами происходит, проявите философскую мудрость, поищите закономерность, объяснение этому состоянию – это уменьшит характер негативного эмоционального реагирования;

- постарайтесь внушить себе, что вы не только «жертва» экстремальной ситуации, но и ее участник, посмотрите на себя со стороны, вспомните как вам уже не раз приходилось выходить из подобных ситуаций;

- отступитесь на время от решения стрессогенных проблем, переключитесь на время на другую деятельность;

- активизируйте мотивы достижения (без веры в успех нельзя преодолеть свое негативное настроение).

Индивидуально-психологические особенности

К. Леонгард в работе «Акцентуированные личности» рассмотрел и обосновал возможность существования акцентуаций характера, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые имеют наследственный характер. Они выражаются не только в их качественном многообразии, но и количественной выраженности. Когда развитие той или иной черты достигает крайней границы нормы, возникает акцентуированная черта характера.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы (ее пограничного состояния), называют акцентуацией характера.

Их относят к аномалиям психики, а носителей акцентуированных черт называют аномальными личностями. Акцентуация – это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Это слабое звено в характере человека проявляется в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ве дет себя без срывов, не доставляя неприятности ни окружающим, ни себе.

Акцентуация – это «ахиллесова пята», повышенная уязвимость личности к определенным психотравматическим воздействиям, адресованным к «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные

(выраженные) акцентуации относятся к крайне границе нормы и отличаются постоянством черт определенного типа характера. Скрытая (латентная) акцентуация –это обычный вариант нормы со слабо выраженными или даже не выраженными особенностями, которые могут проявляться неожиданно лишь под влиянием ситуаций, предъявляющих повышенные требования к месту «наименьшего сопротивления».

К. Леонгард выделил 10 основных типов акцентуированных личностей:

1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению, жажде деятельности;

2. Застревающие, со склонностью к задержке эмоциональных реакций;

3. Эмотивные, эмоциональные (эмоционально-подвижные, впечатлительные);

4. Педантичные, с преобладанием в характере черт инертности, малой подвижности нервных процессов;

5. Тревожные, с преобладанием в характере черт воспринимающих больной спектр ситуации как угрожающих;

6. Циклотимные, со склонностью к перепадам настроения от гипертимного к депрессивному реагированию, дистимическому;

7. Демонстративные, с истерическими чертами характера, и с мощными механизмами вытеснения;

8. Возбудимые, со склонностью к повышенной импульсивной реакций в сфере желаний;

9. Дистимические, с наклонностью к преобладанию настроения депрессивного характера;

10. Экзальтированные, склонные к аффективному реагированию, легкости смены эмоций достаточно поверхностных.

Гипертимный тип

. Основная черта этой акцентуации: оптимизм и жажда деятельности. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникает эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, инициативность. В клинической практике при крайней (психопатической) степени выраженности этот тип соответствует одноименному варианту циклоидного типа личностного расстройства, в рамках которого встречаются как «чистые» конституциональные гипертимы, так и конституциональные гипотимы – депрессивные, а также смешанные собственно циклоидные личности с чередованием полярных аффектов.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Невербальные средства общения. Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? • около 70% информации человек воспринима ...

Характеристика процесса переживания кризиса
После кризисного события первый шок относительно быстро проходит, но кризис в определенном смысле только начинается. Человеческому разуму приходится выполнить огромную работу по примирению своего сознания с новой реальностью. Она обычно сопровождается двумя альтернативными и вместе с тем последовательными процессами: - избегание правды ...

Анализ состояния проблемы в практике. Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их г ...