Психологические основы предварительного расследования
Страница 10

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Психологические основы предварительного расследования

К индивидуальным особенностям, которые вы можете выделить в голосе собеседника, относятся: громкость, темп, ритм, высота, тембр, интонация, произношение. Как обычно, начинайте с подстройки к одной характеристике, а затем, по мере накопления опыта, дополняйте ее другими. В то же время не пытайтесь подражать диалектному произношению и особенностям дикции – собеседник может подумать, что вы его передразниваете.

Объектом подстройки могут стать, помимо прочего, убеждения и ценности. Такая подстройка может оказаться полезной в тех случаях, когда другие попытки установить раппорт не приносят успеха. Люди очень высоко ценят свои глубоко укоренившиеся убеждения, и подстройка к ним временами может нечаянно задеть «чувствительную струнку» в душе собеседника. В следственной практике это весьма распространенный прием. Вы подстраиваетесь под убеждения подозреваемого или свидетеля и вносите в разговор атмосферу общности ваших взглядов. Выявив общую основу для взаимопонимания, вы можете вполне эффективно применить прочие приемы подстройки. Даже самые простые переживания, если они общие, помогают установить первоначальный раппорт, от которого зависит успех. Например, вопрос типа: «Здесь жарковато, может открыть окно?», - уже способен положить начало взаимопониманию.

Нередко в процессе общения собеседник начинает повторять ваши движения, характеристики голоса или языка. Он «шагает» в ногу с вами, а вы его «ведете». Затем, сохраняя раппорт, вы постепенно меняете собственное поведение таким образом, чтобы собеседник интуитивно подстраивался к вам, «следовал» за вами. Этим приемом можно изменить его эмоциональное состояние, т.е. добиться цели общения. Но если в течении продолжительного времени собеседник не копирует изменения в вашем поведении, не подстраивается к тону вашего голоса, то вам нужно вернуться к простому подсоединению (подстройке), восстановив первоначальный раппорт, а затем вновь попробовать повести собеседника за собой.

Подстройку можно проводить, в частности, при общении с рассерженным или взволнованным человеком, поведение которого отличается выразительностью и порывистостью движений. Противоположная позиция (спокойствие и собранность) может привести собеседника в еще большее раздражение. Поэтому, естественно, в пределах разумного необходимо присоединиться к поведению собеседника и постараться таким образом установить раппорт. После этого можно попробовать увести собеседника к нужному вам обоим результату.

Технически это выглядит в виде разделения чувств и поведения собеседника. Если он говорит торопливо и размашисто жестикулирует – войдите в его темп речи и движений. Не только словами, но и двигательно дайте ему понять, что разделяете его чувства. Продолжайте присоединение, воздерживаясь от суждений относительно адекватности поведения собеседника. Важно проявлять конгруэнтность, согласованность между словами и физиологией. Затем, постепенно меняете отдельные характеристики своего поведения (громкость, темп речи, двигательная активность) и ждите, пока собеседник не начнет следовать за вами. Уведите его к более благоприятным для успешного общения движениям тела, высоте и тону голоса, общей позе. Не забывайте о намеченном результате.

Психологическая технология допроса

По закону допрос начинается с предложения свидетелю или потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван по делу. После чего допрашиваемому лицу задают вопросы.

Весь процесс допроса включает в себя как минимум четыре этапа:

- установление психологического контакта с допрашиваемым;

- свободный рассказ допрашиваемого;

- постановка уточняющих вопросов;

- ознакомление с протоколом и магнитной записью показании.

Поэтому не рекомендуется прерывать свободное течение рассказа репликами и вопросами, чтобы не помешать последовательности изложения.

Вопросы, которые задаются в процессе допроса можно разделить на:

- дополняющие

– задаются с целью устранения определенных пробелов в даваемых показаниях;

- уточняющие

– помогают детализировать, конкретизировать показания;

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела процессы; живые, биологические и абстрактные системы. В качестве объекта научного теоретического исследования выступают растительный и животны ...

Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.3 ...

Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоций
Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания, Вундт определил три эмоциональных измерения по следующим оппонентным характеристикам эмоций — «удовольствие - неудовольствие», «расслабление - напряжение» и «споко ...