Психологические основы предварительного расследования
Страница 10

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Психологические основы предварительного расследования

К индивидуальным особенностям, которые вы можете выделить в голосе собеседника, относятся: громкость, темп, ритм, высота, тембр, интонация, произношение. Как обычно, начинайте с подстройки к одной характеристике, а затем, по мере накопления опыта, дополняйте ее другими. В то же время не пытайтесь подражать диалектному произношению и особенностям дикции – собеседник может подумать, что вы его передразниваете.

Объектом подстройки могут стать, помимо прочего, убеждения и ценности. Такая подстройка может оказаться полезной в тех случаях, когда другие попытки установить раппорт не приносят успеха. Люди очень высоко ценят свои глубоко укоренившиеся убеждения, и подстройка к ним временами может нечаянно задеть «чувствительную струнку» в душе собеседника. В следственной практике это весьма распространенный прием. Вы подстраиваетесь под убеждения подозреваемого или свидетеля и вносите в разговор атмосферу общности ваших взглядов. Выявив общую основу для взаимопонимания, вы можете вполне эффективно применить прочие приемы подстройки. Даже самые простые переживания, если они общие, помогают установить первоначальный раппорт, от которого зависит успех. Например, вопрос типа: «Здесь жарковато, может открыть окно?», - уже способен положить начало взаимопониманию.

Нередко в процессе общения собеседник начинает повторять ваши движения, характеристики голоса или языка. Он «шагает» в ногу с вами, а вы его «ведете». Затем, сохраняя раппорт, вы постепенно меняете собственное поведение таким образом, чтобы собеседник интуитивно подстраивался к вам, «следовал» за вами. Этим приемом можно изменить его эмоциональное состояние, т.е. добиться цели общения. Но если в течении продолжительного времени собеседник не копирует изменения в вашем поведении, не подстраивается к тону вашего голоса, то вам нужно вернуться к простому подсоединению (подстройке), восстановив первоначальный раппорт, а затем вновь попробовать повести собеседника за собой.

Подстройку можно проводить, в частности, при общении с рассерженным или взволнованным человеком, поведение которого отличается выразительностью и порывистостью движений. Противоположная позиция (спокойствие и собранность) может привести собеседника в еще большее раздражение. Поэтому, естественно, в пределах разумного необходимо присоединиться к поведению собеседника и постараться таким образом установить раппорт. После этого можно попробовать увести собеседника к нужному вам обоим результату.

Технически это выглядит в виде разделения чувств и поведения собеседника. Если он говорит торопливо и размашисто жестикулирует – войдите в его темп речи и движений. Не только словами, но и двигательно дайте ему понять, что разделяете его чувства. Продолжайте присоединение, воздерживаясь от суждений относительно адекватности поведения собеседника. Важно проявлять конгруэнтность, согласованность между словами и физиологией. Затем, постепенно меняете отдельные характеристики своего поведения (громкость, темп речи, двигательная активность) и ждите, пока собеседник не начнет следовать за вами. Уведите его к более благоприятным для успешного общения движениям тела, высоте и тону голоса, общей позе. Не забывайте о намеченном результате.

Психологическая технология допроса

По закону допрос начинается с предложения свидетелю или потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван по делу. После чего допрашиваемому лицу задают вопросы.

Весь процесс допроса включает в себя как минимум четыре этапа:

- установление психологического контакта с допрашиваемым;

- свободный рассказ допрашиваемого;

- постановка уточняющих вопросов;

- ознакомление с протоколом и магнитной записью показании.

Поэтому не рекомендуется прерывать свободное течение рассказа репликами и вопросами, чтобы не помешать последовательности изложения.

Вопросы, которые задаются в процессе допроса можно разделить на:

- дополняющие

– задаются с целью устранения определенных пробелов в даваемых показаниях;

- уточняющие

– помогают детализировать, конкретизировать показания;

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Ключ к тесту Д. Голланда
Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциональный тип Предприимчивый тип Артистический тип 1а 1б 2б 3б 4б 5б 2а 6а 6б 7б 8б 9б 3а 7а 10а 10б 11б 12б 4а 8а 11а 13а 13б 14б 5а 9а 12а 14а 15а 15б ...

Заключение.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задач. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе имеет тенденцию к связи с уровнем успеваемости младших школьников (r=0,52). 2. Способность к самоконтролю оказывает влияние н ...

Влияние массовой культуры на интересы подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ряд интересов, видов их времяпрепровождения подростков мы попытались выстроить на основе выводов собственных исследований. Так, посмотрет ...