Психологические основы предварительного расследования
Страница 13

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Психологические основы предварительного расследования

В ряде случаев местом допроса может быть не только место производства следствия, но и место происшествия (когда необходимо что-то прояснить у свидетеля и потерпевшего на месте), а также домоуправление или местный общественный пункт охраны порядка по соображениям нежелательности огласки факта вызова потерпевшего или свидетеля.

Нельзя забывать и о нарвственно-этической стороне при выборе места допроса. К больным и лицам преклонного возраста необходимо следователю выезжать на дом (или в больницу), в ряде случаев необходимо разрешение врача.

Успешность допроса зависит и от обстановки его проведения. Психологические основы допроса заложены в законодательстве, где сказано, что «свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей…, а следователь принимает меры к тому, чтобы свидетели по одному и тому же делу не могли общаться между собой». Важнейшим психологическим правилом является допрос «с глазу на глаз», без посторонних лиц. Имеет значение обстановка кабинета, деловой и строгий стиль которой в большинстве случаев способствует доверительной беседе. Важно, чтобы на протяжении всего допроса ничто не отвлекало внимания следователя, потерпевшего, свидетеля, чтобы не мешали телефонные звонки, беседы с заходящими в кабинет сотрудниками.

Допрос – это длительное, содержательное, непосредственное общение следователя с допрашиваемым. Это диалог, где нередко сталкиваются два различных мировоззрения, две воли, две тактики борьбы, различные интересы. На допросе нередко решаются судьбы допрашиваемого и других лиц. Поэтому результат допроса во многом зависит от личностных качеств его участников, и в решающей мере от профессионально необходимых психологических качеств следователя. Принципиальный, справедливый, честный, доброжелательный следователь вызывает уважение у допрашиваемого, желание дать правдивые показания, помочь следствию.

Важны и такие социально-психологические качества, как выдержка, самообладание, эмоциональная устойчивость, жизненный опыт, профессиональные знания, способность логически правильно вести допрос. Умение найти нужный индивидуальный подход к допрашиваемому – одна из основных задач следователя. Этот подход предусматривает учет возраста, пола, образования, профессии, жизненного опыта допрашиваемого, уровня культуры, интересов, взглядов, испытываемых в момент допроса психических состояний.

К внешним коммуникативным качествам следователя относятся внешний вид, физические данные, манера поведения, стиль одежды и т.п. Подтянутость, аккуратность, простота, общительность следователя, скромный, деловой стиль одежды, внимательность, доброжелательность – все это способствует появлению доверия, готовности к общению со стороны допрашиваемых.

Необходимо учитывать и психологическое состояние свидетеля, пришедшего на допрос (волнение, растерянность). Помехой могут быть и отдельные психологические качества свидетеля: недоверчивость, замкнутость, чрезмерная стеснительность, необщительность. Поэтому перед допросом необходимо провести предварительную беседу для снятия психического напряжения, устранения недоверия, появления готовности дать правдивые показания.

1.

Психологическая структура судебной деятельности.

Психологическая структура судебной деятельности складывается из:

1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельности суда

. Однако, если на предварительной следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу – это его основная и исключительная функция. Но так как конструктивная деятельность может реализовать только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особенностей познавательной деятельности

. Основная ее цель в суде – это накопление необходимой информации для осуществления конструктивной деятельности – вынесения приговора.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Рекомендации.
Используемый нами подход к оценке трудностей обучения позволил экспериментальным путем раскрыть один из основных психологических механизмов, приводящих к неуспешности учения. Именно поэтому по отношению к младшему школьнику возникает специальная задача формирования саморегуляции. Эта задача заключается в том, чтобы на протяжении первых ...

История понятия успешности личности. Воспитание успешной личности в Древней Греции. Критерии успешности гражданина
О развитии характера и воспитании гражданина ученые задумываются издревле, со времени возникновения первых государств. Цель воспитания заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Несмотря на различие особенностей жизни и традиций полисов Древней Греции, принципы воспитания в них были ...

Проблема политического вождя
Структура политического тоталитарного мифа строится вокруг понятия вождя. В конкретном мифе это понятие ассоциируется с конкретной личностью и конкретной целью, к которой вождь ведет общество. Выбор цели мотивируется какой-либо фундаментальной социальной мифологемой. На этой основе целенаправленно формируется мифологическая доктрина, в ...