Исправительная (пенитенциарная) психология
Страница 3

Поэтому, особенно в первое время, в ИТУ при размещении заключенных по первичным коллективам, необходимо создание психологически положительной атмосферы с учетом психологических и криминальных особенностей заключенных. При этом установлено, что чем меньше малая группа, тем большее значение имеет совместимость ее членов по индивидуально-психологическим особенностям.

Вторая фаза адаптации осужденного – фаза нивелировки

– наступает при ликвидации личностных реакций на социальную изоляцию. Здесь постепенно формируется «синдром лишенного свободы»

, проявляющийся в стереотипизации моделей поведения, жестов, мимики. В личностной динамике осужденного здесь могут две тенденции

: одни приспосабливаются к условиям заключения, а другие проявляют негативное отношение к ним.

Третья фаза адаптации – это этап ее завершения

, когда осужденный приспосабливается к заключению, начинает жить настоящим и надеждой на будущее.

Имеется возрастная специфика процесса адаптации. Особенно негативно условия заключения сказываются на несовершеннолетних преступниках. Выбор стратегии поведения в первые дни изоляции во многом определяется ими пониманием смысла правоограничения, осознанием своего нового статуса, степени включенности в новую среду. Затем адаптация проходит такие же стадии как и у взрослых преступников. Но за 3-5 месяцев до «окончания» срока изоляции у несовершеннолетних вновь нарастает тревожность, которая может провоцировать асоциальное поведение.

Тяжесть совершенного преступления также откладывает свой отпечаток на психологию осужденного. Так, у лиц, совершивших несколько умышленных убийств и отбывающих пожизненное заключение по 5-8 статьям УК, вырисовываются следующие психологические характеристики.

Обычно это лица 35-37 лет, ранее 1-2 раза судимые, в том числе за насильственные преступления (рецидивисты), склонны к употреблению алкоголя, к импульсивным и конфликтным действиям. По характеру замкнуты, аутичны (погружены в себя), пессимистичны, испытывают трудности в общении и адаптации. У них завышено чувство вины, они раздражительны, мнительны, тревожны, склонны к аффективным реакциям, замкнуты на чувственном восприятии реальности, с пониженным, часто подавленным настроением. Общая агрессивность обычно постоянно контролируется, и в целом снижена, но проявляется в склонности к словесной агрессии. Уровень эротизма завышен, уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная деятельность снижена, логическое мышление часто блокируется аффективными переживаниями. Обнаруживается робость. Неуверенность в себе, заниженная самооценка сочетается с переоценкой личных страданий с целью избежать или уменьшить ответственность за содеянное.

Однако они склонны пренебрегать нравственно-правовыми нормами, ориентированы в первую очередь на получение личной выгоды. Внутренне недисциплинированны, поведение часто мотивируется случайными, индивидуальными влечениями, пренебрежением коллективных интересов. Уровень самоконтроля снижен, стремятся приспособиться к условиям строго режима лишения свободы. Необходимость постоянного сдерживания и самокотроля часто вызывает тревожные, невротические и психопатические реакции.

Для всех без исключения осужденных характерно наличие тяжелых психотравм, вызванных совершенным преступлением, арестом, вынесением приговора от краткосрочного лишения свободы до смертного приговора (в недавнем прошлом) или длительного (пожизненного) заключения. Для смертников – это всегда психологически мучительная дилемма: будет ли их приговор приведен в исполнение или нет (надежда всегда остается). В отдельных случаях это ожидание в камере смертников могло длиться до 5 лет.

Наиболее тяжелые переживания лиц, отбывающих пожизненное наказание, по данным психологического обследования, вызывают следующие обстоятельства:

- чувство вины перед потерпевшим и их родными – 32,8%;

- чувство вины перед собой и своими родными – 37,2%;

- отсутствие общения, разрыв отношений с родственниками – 56,3%;

- факт утраты свободы – 46,9%;

- переживание личной несостоятельности – 42,2%;

- отсутствие перспектив освобождения – 59,4%;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Методика изучения уровня самосознания
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы. Вариант I 1. Ч ...

Факторы, влияющие на возникновение пограничных психических расстройств
Влияние факторов внешней среды систематически и планомерно изучается относительно недавно. Вместе с тем углубленное изучение природы такого влияния - один из важнейших путей научно обоснованной профилактики. Применительно к формированию пограничных расстройств изучению в большей степени должны подвергаться не столько физические, химичес ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от ...