Исправительная (пенитенциарная) психологияСтраница 5
1. Химическая терапия – применение психотропных лекарственных средств, воздействующих на мозг и центральную нервную систему.
2. Электрическая, или шоковая, терапия, которая применяется в психиатрической практике при лечении тяжелых случаев депрессии и шизофрении.
3. Психохирургия, или нейрохирургия, которая, по мнению автора должна применяться, когда неврологическое состояние не поддается лекарственной терапии, аутотренингу и другим методам лечения. Операция заключается в хирургическом разрушении негативных нейрональных связей. Данный метод префронтальной лоботомии с успехом применялся при лечении злокачественных форм шизофрении в 40-х годах прошлого столетия, и приводил не только к избавлению от стойкой патологической симптоматики, но и формированию своеобразного личностного дефекта, отличающегося вялостью, апатией, безынициативностью и подчиняемостью в поведении.
Все это напоминает сценарий фильма «Полет над гнездом кукушки».
Вместе с тем, ряд авторов, например, Дж. Оулдер, высказывают свои сомнения и опасения в связи с применением психохирургии и предлагают установить специальные меры контроля за данными операциями. Он считает, что их нельзя применять лицам моложе 21 года, а также политическим и социальным девиантам (права человека), и использовать лишь по отношению к серьезно больным людям, способным на убийство и самоубийство.
Наряду с биопсихологическими методами коррекции, широкое развитие на Западе получает психокоррекция девиантного поведения с помощью психоанализа, гипноза, групповой психотерапии, рационально-эмоциональных методов терапии, метода косвенных рекомендаций, обучающей терапии по контролю над чувствами, модификации поведения, деловому общению и др. Все эти методы заслуживают внимания, но в основном как формы индивидуальной психотерапевтической работы с лицами, страдающими различными психическими и поведенческими расстройствами.
В целом клинический подход имеет весьма ограниченные возможности и вне широкой социальной комплексной программы не может принести заметных результатов в деле борьбы с преступностью.
Проводимые на Западе частные социально-психологические исследования механизмов преступного поведения нашли свой практический выход в различных рекомендациях и программах по предупреждению делинкветного поведения. Однако, они носят в основном психоконсультационный, психотерапевтический и медицинский характер. Они включают формирование специализированных служб в школах, которые оказывают помощь в трудных случаях педагогической практики, проводят психолого-пелдагогические консультации для родителей, разрабатывают программы успешной социальной адаптации молодежи за счет групповой и индивидуальной психотерапии, внедряют различные психокоррекционные подходы. Наблюдались прициденты применения электро-шоковой терапии и нейрохирургии в борьбе с преступностью, но в основном это касалось психически больных преступников. Важное место в превентивной практике современных цивилизованных стран занимает разветвленная сеть социальных служб и социальных работников, оказывающих поддержку населению, семье, детям, молодежи в различных кризисных ситуациях. Помощью социальных работников пользуются больные, инвалиды, престарелые, безработные, эмигранты, а также преступники и лица, вернувшиеся из мест лишения свободы. Социальные работники помогают детям, оставшимся без родителей и испытывающим жесткое обращение в семье, одиноким матерям и конфликтным семьям. Это снижает уровень риска развития девиантного поведения в обществе.
Однако, западный опыт в чистом виде
не может быть перенесен в наши условия. Прежде необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультуральной ситуации, индивидуальной и общественной психологии, этнических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и превентивная практика в области пенитенциарной психологии.
Следует отметить, что в России имеются свои традиции превентивной теории и практики. Для успешной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, и в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом особого внимания. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях.
Трансформация движения в коммуникацию
Эта техника работает с движениями, которые являются дисфункциональными по своей природе (напр., самостимулирующие, повторяющиеся, используемые, чтобы держать других на расстоянии) и использует их, как базис, на котором клиента вовлекают во взаимодействие. Шевеление пальцами около глаз, характерное для некоторых аутичных детей, может быт ...
Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий
Внедрение компьютеров в психодиагностику в настоящее время идет главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик. Большинство этих версий касается методик со стандартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа. Переложение на компьютерную о ...
Причины, влияющие на возникновение агрессии
Усвоение агрессивного поведения
На становление агрессивного поведения детей влияют следующие источники: 1. Семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.
2. Взаимодействие со сверстниками.
1. Символические примеры агрессивного поведения, предлагаемые масс-медиа.
Семейные взаимоотн ...