Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием
Страница 2

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием

Необходимо отметить, что запоминание слов, обозначающих цифры хуже, чем слов образов. Таким образом, можно утверждать, что слуховая память у испытуемых с ЗПР находится на среднем уровне. Детям трудно удерживать слуховую информацию: и числовую и словесную.

После обследования слухоречевой памяти были получены результаты, которые оказалось возможным представить в виде сравнительной таблицы.

Таблица 1

Уровни развития

Методика «Запоминание 10 слов»

Методика «Запомни цифры»

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

-

2

3

3

-

-

2

4

2

-

На основании этих результатов можно сделать следующие выводы:

1. Уровень развития слухоречевой памяти у испытуемой группы примерно одинаков.

2. Объем кратковременной памяти у детей испытуемой группы составляет не более 3-х единиц (возрастная норма для детей 6-7 года). Следовательно, нужно увеличивать объем кратковременной слухоречевой памяти и учить детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить время нахождения материала в кратковременной памяти.

3. Большинство детей не делают попыток произвольного припоминания словесного материала, даже по просьбе экспериментатора.

Обследование смысловой (логической) памяти.

Выполнение методики на исследование опосредованного запоминания (см. Приложение 3, таблица 4)

Анализ смысловой оперативной памяти привёл к следующим выводам. Три ребёнка имеют низкий уровень развития данного вида памяти. Им удалось воспроизвести не более 4-х слов. На среднем уровне развития оказались половина участников исследования. Эти дети смогли припомнить не более 6-ти слов. Положительно, что два дошкольника с ЗПР показали высокий уровень опосредованного запоминания. Они назвали по 7 слов. По-прежнему нет ни одного ребёнка на очень низком и очень высоком уровнях. Это представлено на Диаграмме 4.

Диаграмма 4

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Развитие смысловой памяти у детей испытуемой группы находится на низком и среднем уровне.

2. При выборе картинок-стимулов при опосредованном запоминании, дети не всегда могут объяснить свой выбор, что говорит о его случайности.

3. У детей испытуемой группы смысловые связи между словами не несут вспомогательной функции при запоминании и воспроизведении материала.

4. Детей необходимо обучать приемам логического, опосредованного запоминания и учить применять эти приемы в своей деятельности.

Говоря о выполнении всей методики исследования в целом, нужно отметить, что задания выполнялись испытуемыми на одном уровне. Средний балл по заданиям колебался в промежутке от 2,8 баллов до 2,9 баллов. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития памяти у испытуемых, так как их групповой средний балл приближается к 3 (средний уровень).

Диаграмма 5

Ошибки при запоминании, допущенные испытуемыми при воспроизведении различного материала, имеют свою специфику. При воспроизведении наглядного материала дошкольники с ЗПР испытывали большие трудности в тех заданиях, где было необходимо произвольное воспроизведение образа и сличение с другими, нахождение в образах сходства и различия. Поэтому следует полагать, что обнаружившуюся в ряде случаев у детей с задержанным психическим развитием низкую эффективность образной памяти можно объяснить отставанием и своеобразием в формировании у них речемыслительной деятельности, включающейся в процессы непроизвольного и произвольного запоминания и воспроизведения.

Страницы: 1 2 3

Тест как метод психодиагностики.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чт ...

Выводы
Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации в соответствии с целью исследования даются на основе обобщения данных, получаемых в результате исследования познавательных процессов студента. А целью моего исследования, как я уже говорил выше, является выяснения особенностей индивидуального развития на момент развития, и выяснение н ...

Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Организация исследования
Цель эмпирического исследования: изучение особенности развития речи детей раннего возраста и стиля общения воспитателей групп раннего возраста Задачи исследования: Проведение и анализ методик на изучение исследования развития речи детей раннего возраста. Выявление стиля общения педагогов с детьми раннего возраста Изучение взаимосвяз ...