Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным
психическим развитиемСтраница 3
При воспроизведении вербального материала дети испытывают трудности при использовании опосредованных способов запоминания. Для детей с ЗПР характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна носить индивидуальный, личностно-ориентированный характер. Коррекционная работа по повышению эффективности процесса запоминания может осуществляться на всех занятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.
Образы, вызывающие у детей с задержкой психического развития ассоциации по сходству (Например, "Самолёт как у меня", "У нас дома тоже есть котенок"), запоминались лучше и прочнее. Следовательно, все мнемические занятия необходимо связывать с жизненным опытом детей.
Дети с низким и средним уровнем развития зрительной (образной) памяти не делали попыток произвольного припоминания. На предложение экспериментатора припомнить еще что-нибудь, отвечали: "Не знаю, не помню, не хочу больше". Следовательно, необходимо мотивировать детей необходимость произвольных усилий по припоминанию.
Сравнивая уровни развития различных видов памяти можно наблюдать следующее:
1. Зрительная (образная) память у детей с ЗПР страдает в меньшей степени, чем слухоречевая и смысловая, следовательно, этот вид памяти требует меньшей коррекции чем остальные. Основная работа должна быть направлена на обучение детей испытуемой группы вербализировать зрительные образы, для того, чтобы затем слово и оперирование словами выполняло решающую роль во всех процессах памяти.
2. Низкий объем кратковременной и оперативной слухоречевой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала, значит необходимо обучать детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить объем и время нахождения воспринятой информации в кратковременной и оперативной памяти и способствующих успешному переводу её в долговременную память.
3. У детей с ЗПР необходимо стимулировать произвольное запоминание и воспроизведение, мотивировать необходимость произвольного запоминания и припоминания.
4. Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с ЗПР могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками) но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.
5. Смысловая (логическая) память, которая служит основой для последующей учебной деятельности, у детей с ЗПР страдает в значительной степени и требует большего коррекционного вмешательства. Детей необходимо обучать приемам смыслового (логического) запоминания материала и, главное, применению этих приемов во всех видах их деятельности (игровой, учебной, тр.
Характеристика выборки
Для исследования представлений, связанных со счастьем, я провела анкетирование и интервью в двух различных выборках.
Первая выборка состояла из учеников 11 класса. Испытуемые данной выборки попали в период юности (всем ребятам около 16-17 лет). В анкетировании приняло участие 24 человека, 7 из которых - мальчики, и 17 - девочки.
Во вт ...
Оценка коммуникативных и организаторских
способностей (КОС) в процессе первичной профконсультации
Инструкция:“Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и ...
Трансакционный анализ Э.Берна. Структурный анализ.
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его ...