Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием
Страница 1

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием

Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой (см. Приложение 3, табл. 1)

Анализ образной памяти привёл к следующим выводам. Три ребёнка имеют низкий уровень развития данного вида памяти. Им удалось воспроизвести не более 4-х образов. На среднем уровне развития оказались половина участников исследования. Эти дети смогли припомнить не более 6-ти образов. Положительно, что два дошкольника с ЗПР показали высокий уровень опосредованного запоминания. Они назвали по 7 слов. Необходимо отметить, что нет ни одного ребёнка на очень низком и очень высоком уровнях. Это представлено на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Дети с низким и средним уровнем развития зрительной (образной) памяти не делали попыток произвольного припоминания. На предложение экспериментатора припомнить еще что-нибудь, отвечали: "Не знаю, не помню, не хочу больше". Следовательно, необходимо мотивировать детей необходимость произвольных усилий по припоминанию.

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии. (см. Приложение 3, таблица 2)

Максимально после первого прослушивания слов дети с ЗПР смогли запомнить 6 слов. Этот результат оказался у троих испытуемых. По 5 слов из 10-ти с первого раза запомнили столько же дошкольников. Минимальный результат – запоминание 4-х слов – у четверых испытуемых. По истечении часа 6 слов из 10-ти смог воспроизвести только один человек. И 5 слов вспомнил также один дошкольник. Трое детей с ЗПР вспомнили по 4 слова. Хуже всех справились половина испытуемых. Они запомнили по 3 слова.

Таким образом, выяснилось, что четверо дошкольников имеют низкий уровень развития слуховой памяти. Этим детям удалось запомнить в целом 4 слова, а за час они забыли не более 2-х слов. Четверо находятся на среднем уровне. Эти дети в среднем запомнили по 6 слов, а за час забыла 2 слова. Только двое дошкольников с ЗПР показали высокий уровень развития слуховой кратковременной и долговременной памяти. Этим ребятам удалось запомнить порядка 5-7 слов. К сожалению, нет ни одного испытуемого, показавшего очень высокий уровень: никому не удалось запомнить 10 слов. Однако нет и таких детей, которые бы находились на очень низком уровне. Это представлено на Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Методика «Запомни цифры» Немова.

Выполнение данной методики оказалось на следующем уровне. (см. Приложение-3, таблица 3)

Трое детей воспроизвели без ошибок 2-ой ряд рисунка №2 и 5-ый ряд рисунка №3. Они получили по 2 балла. Значит, этим испытуемым оказались доступны для запоминания только две цифры.

Пятеро дошкольников воспроизвели без ошибок 4-ый ряд рисунка №2 и 3-ий ряд рисунка №3.Они получили по 3 балла. Следовательно, эти испытуемые смогли запомнить и повторить по 4 цифры.

Двое воспроизвели без ошибок 5-ый ряд рисунка №2 и 2-ой ряд рисунка №3. Они получили по 4 балла. Значит, этим дошкольникам доступны для запоминания 5 цифр.

Данные говорят о том, что опять же половина испытуемых находится на среднем уровне. Только лишь незначительная часть детей – 2 человека – имеет высокий уровень. По-прежнему нет дошкольников с ЗПР на очень высоком и очень низком уровне. Это представлено на Диаграмме 3.

Диаграмма 3

Страницы: 1 2 3

Восприятие величины предмета детьми с нарушениями слуха
Особенности константности восприятия величины предметов у детей с нарушениями слуха. У детей с нарушением слуха по данным исследованиям Э.С. Бейн (1940), константность восприятия величины предметов уже ясно выражена в младшем школьном возрасте. Э.С. Бейн проводила опыты с детьми с нарушенным слухом и слышащими детьми. Задание состояло ...

Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сце ...

Механизмы формирования материнства
Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами "быть мамой", начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запом ...