Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием
Страница 1

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием

Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой (см. Приложение 3, табл. 1)

Анализ образной памяти привёл к следующим выводам. Три ребёнка имеют низкий уровень развития данного вида памяти. Им удалось воспроизвести не более 4-х образов. На среднем уровне развития оказались половина участников исследования. Эти дети смогли припомнить не более 6-ти образов. Положительно, что два дошкольника с ЗПР показали высокий уровень опосредованного запоминания. Они назвали по 7 слов. Необходимо отметить, что нет ни одного ребёнка на очень низком и очень высоком уровнях. Это представлено на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Дети с низким и средним уровнем развития зрительной (образной) памяти не делали попыток произвольного припоминания. На предложение экспериментатора припомнить еще что-нибудь, отвечали: "Не знаю, не помню, не хочу больше". Следовательно, необходимо мотивировать детей необходимость произвольных усилий по припоминанию.

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии. (см. Приложение 3, таблица 2)

Максимально после первого прослушивания слов дети с ЗПР смогли запомнить 6 слов. Этот результат оказался у троих испытуемых. По 5 слов из 10-ти с первого раза запомнили столько же дошкольников. Минимальный результат – запоминание 4-х слов – у четверых испытуемых. По истечении часа 6 слов из 10-ти смог воспроизвести только один человек. И 5 слов вспомнил также один дошкольник. Трое детей с ЗПР вспомнили по 4 слова. Хуже всех справились половина испытуемых. Они запомнили по 3 слова.

Таким образом, выяснилось, что четверо дошкольников имеют низкий уровень развития слуховой памяти. Этим детям удалось запомнить в целом 4 слова, а за час они забыли не более 2-х слов. Четверо находятся на среднем уровне. Эти дети в среднем запомнили по 6 слов, а за час забыла 2 слова. Только двое дошкольников с ЗПР показали высокий уровень развития слуховой кратковременной и долговременной памяти. Этим ребятам удалось запомнить порядка 5-7 слов. К сожалению, нет ни одного испытуемого, показавшего очень высокий уровень: никому не удалось запомнить 10 слов. Однако нет и таких детей, которые бы находились на очень низком уровне. Это представлено на Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Методика «Запомни цифры» Немова.

Выполнение данной методики оказалось на следующем уровне. (см. Приложение-3, таблица 3)

Трое детей воспроизвели без ошибок 2-ой ряд рисунка №2 и 5-ый ряд рисунка №3. Они получили по 2 балла. Значит, этим испытуемым оказались доступны для запоминания только две цифры.

Пятеро дошкольников воспроизвели без ошибок 4-ый ряд рисунка №2 и 3-ий ряд рисунка №3.Они получили по 3 балла. Следовательно, эти испытуемые смогли запомнить и повторить по 4 цифры.

Двое воспроизвели без ошибок 5-ый ряд рисунка №2 и 2-ой ряд рисунка №3. Они получили по 4 балла. Значит, этим дошкольникам доступны для запоминания 5 цифр.

Данные говорят о том, что опять же половина испытуемых находится на среднем уровне. Только лишь незначительная часть детей – 2 человека – имеет высокий уровень. По-прежнему нет дошкольников с ЗПР на очень высоком и очень низком уровне. Это представлено на Диаграмме 3.

Диаграмма 3

Страницы: 1 2 3

Сурдопсихология. Психология детей с нарушениями слуха
Для того, чтобы зрительное восприятие могло выполнить свою роль в развитии и воспитании детей с нарушениями слуха, им необходимо научится управлять. А для успешного развития зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха и эффективного управления им нужно знать его особенности. Исследование скорости процесса восприятия и узнавания ...

Особенности монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с общим недоразвитием речи в построении монолога-описания: высказывания набор однословных предложений – прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отобрать необходимые слова, строить предложения. Пр ...

РДА как специфический тип психического дизонтогенеза
РДА как психический дизонтогенез искажённого типа. Одним из вариантов психического дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, дисгармоническое развитие) является искажённое развитие (по В.В. Лебединскому). При искажённом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, з ...