Сравнительный анализ материнских установок девушек, воспитывающихся в семье и девушек-сирот
Страница 2

Психологическая информация » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Сравнительный анализ материнских установок девушек, воспитывающихся в семье и девушек-сирот

С помощью метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни мы выявили статистически значимые различия в уровне выраженности материнских установок в группе Дочерей и Девочек-сирот. Различия выявились по следующим 8 установкам:

· зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки),

· супружеские конфликты,

· строгость матери,

· подавление агрессивности ребенка,

· партнерские отношения (равенство матери и ребенка),

· безучастность мужа,

· навязчивость матери,

· стремление ускорить развитие ребенка.

Из них 5 установок совпадают с выявленными в ходе исследования паттернами материнского поведения. Это супружеские конфликты, подавление агрессивности ребенка, партнерские отношения, безучастность мужа и стремление ускорить развитие ребенка. По всем этим установкам группа Девочек-сирот имеет значительно более высокие показатели, чем группа Дочерей, т.е. девушек воспитывающихся в семье. Получается, что для них эти установки более актуальны, возможно, в силу полученного негативного опыта в отношениях с собственной семьей.

Повышенный уровень выраженности супружеских и семейных конфликтов, а так же безучастность мужа могут свидетельствовать о том, что в родительской семье эти черты были явно выражены, и девушка, оценивая свою будущую семью, уже имеет определенные установки на взаимоотношения супругов. Она считает, что семейные конфликты – "обычное дело", и муж не особо помогает в воспитании детей.

Повышенный уровень выраженности подавления агрессивности ребенка может быть связан с тем, что в учреждениях, где дети живут все вместе и не исключены конфликты между ними, воспитатели и прочий персонал старается внушить детям, что "так поступать нехорошо". Поскольку воспитатели являются значимыми людьми для большинства детей-сирот, то, возможно, они имеют некоторое влияние на формирование материнских установок у девочек-сирот.

Повышенный уровень выраженности партнерских отношений и стремление ускорить развитие ребенка могут быть также связаны с негативным личным опытом. Если в бывшей семье с девочками-сиротами никто не занимался, не было близких теплых отношений, а им хотелось обратного, то можно предположить, что они бы хотели преодолеть подобное материнское поведение в собственной семье.

Кроме того, хотелось бы отметить еще три статистически значимых различия между группой Дочерей и группой Сирот. Это ограничение матери ролью хозяйки, строгость матери и навязчивость матери.

Уровень выраженности зависимости от семьи выше в группе Сирот. Это говорит об их настрое на то, что место женщины – в семье, а матери – рядом с ребенком. У детей-сирот вообще проявляется повышенный уровень ценности семьи, чем и можно объяснить повышенные показатели по данной шкале.

Уровень выраженности вмешательства матери во внутренний мир ребенка в значительной мере выше в группе Сирот. По этой установка наблюдается наиболее значимое различие. Данный факт может быть связан с недостаточностью внимания к детям-сиротам со стороны бывших родителей и воспитателей, с невмешательством окружающих – что может трактоваться как безразличие – в их внутренние переживания. В силу этого девочки-сироты убеждены, что с собственными детьми так себя вести не будут.

Уровень строгости матери (в отличие от всех прежде описанных материнских установок) в группе Сирот гораздо ниже, чем в группе Дочерей. Это говорит о том, что будущие мамы из группы Сирот будут менее строги к своим малышам, будут баловать их, что может свидетельствовать о некоторой идеализации своей материнской роли.

В целом, если сравнить Девушек из группы Сирот и девушек из группы Дочерей, можно сделать вывод о том, что первые более серьезно относятся к семейной роли, более самостоятельны во взглядах, в большей степени уверены в своем будущем материнском поведении. Девушки-сироты склонны к излишней концентрации на ребенке, у них выражено стремление к эмоциональной близости с ребенком, низкая выраженность доминирования над ребенком и подавления его желаний и воли.

Девушки, воспитывающиеся в семьях более неуверенны в своих материнских установках, есть стремление к доминированию, подавлению и управлению ребенком. Нет такого желания к близости с ребенком, представления о материнской роли ограничены некоторыми рамками, которые, видимо, формируются под влиянием семьи.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза том, что материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов, подтвердилась.

Страницы: 1 2 

Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
Инструкция: “У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос, постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о ч ...

Структура, содержание и формы феномена общения
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеств ...

Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жи ...