Толпа и масса
Страница 3

К основным психологическим характеристикам толпы обычно относят:

кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;

единый объект внимания;

отсутствие общей осознанной цели;

высокую степень контактности людей и их пространственную близость;

чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;

высокую степень конформизма.

В работах ряда авторов (В. Крюсько, Д. Ольшанский, А.Крылов и др.) выделено четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами. Эта классификация основана на характере поведения, осуществляемого толпой.

Окказиональная толпа (от англ. occasion — случайность) — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Постепенно запускаются механизмы «циркуляционной реакции» и «эмоционального кружения». Такую толпу еще называют агрегацией.

По данным кросс-культурных исследований, склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда стабильных факторов, среди которых — степень укорененности урбанистической культуры.

Конвенциональная толпа (от англ. convention— условность) – толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях. Этот вид толпы Г.Блумер называет обусловленной толпой. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия – например, митинга, политической демонстрации, концерта и т. д. Несмотря на всю аномичность толпы как явления, этот её вид обычно руководствуется минимальными правилами в своём поведении.

Не следует путать конвенциональную толпу с публикой, собравшейся в театре или в консерватории. Терминологическое различие вызвано различиями в функциональных отношениях между людьми.

Экспрессивная толпа (от англ. expression — выражение) – общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются спортивные болельщики или участники политических митингов и демонстраций, выражающих свою поддержку политике правящего режима или протест. Спектр эмоциональных доминант у такой толпы очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

Экстатическая толпа (от англ. ecstasy— экстаз) — экстремальная форма экспрессивной толпы. Это вид толпы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это встречается в религиозных сектах или иных религиозных направлениях.

Д. Ольшанский отмечает, что в экстатическую толпу может превращаться молодёжь, собравшаяся на концертах своих кумиров или даже на обычных дискотеках.

Действующая (active) толпа— политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпа – общность людей, ведомых чувством страха и стремлением избежать реальной или воображаемой опасности. Паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало.

Стяжательная (greedy) толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Такая толпа разнородна. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене; к ней могут относиться и мародёры, и вкладчики обанкротившихся банков, и погромщики.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения.

По сравнению с толпой, масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами Поведение массы спонтанно, самобытно и элементарно, и в этом отношении она сходна с толпой. Но есть и различие: масса не «толчётся», не взаимодействует так, как это делает толпа. Наоборот, индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу.

По мнению Хосе Ортега-и-Гассета, масса – это те, кто не выступает активно. Она появляется на свет, чтобы быть пассивной, чтобы кто-то влиял на нее – направлял, представлял, организовывал. Если обратиться к работам С.Московичи, то о массе он пишет следующее: «Массы можно было бы сравнить с шаткой грудой кирпичей, сложенной без специальной кладки и раствора, которая, будучи лишенной, цементирующего вещества, может рухнуть от порыва ветра». В понимании отечественных исследователей Г. Предвечного и Ю. Шерковина масса - это «совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своём большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким – либо общим более или менее постоянным интересом».

Страницы: 1 2 3 4 5

Проблема политического лозунга
Одной из проблем, постоянно стоящих перед специалистами по электоральной интеграции – политтехнологами – является поиск словесного обозначения той идеи, которая планируется как основа для объединения электората. Речь идет о так называемом политическом языке, который все глубже проникает во внутренний мир человека (И.Вольфсон), включаетс ...

Основные функции педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий – перцептивных, мнемических, коммуникативных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания).Эти действия подчинены определённым целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно или стихийно ...

Психологическая готовность ребенка к школе. Образ «Я» ребенка-дошкольника
Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка.[2] Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в прот ...