Введение
Страница 1

До последнего времени дети с задержкой психического развития вынуждены были обучаться в специальных детских садах и школах – интернатах, в отрыве от семьи на долгий период жизни. Отсутствие по месту жительства ребёнка специальной школы соответствующего типа ограничивало частые контакты с родителями, закрепляло изолированность от семьи. Сужалась сфера отношений с окружающим миром, что отрицательно влияло на успехи социальной адаптации этого ребёнка. Он привыкал жить среди себе подобных и не был подготовлен к жизни среди людей, которые не имели психических или физических недостатков [33].

Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования.

Содержание модернизации системы специального образования предполагает стандартизацию форм и содержания воспитания и обучения детей с отклонениями развития, которые являлись бы оптимальными для данной группы детей и учитывали возрастные индивидуальные и типологические особенности каждого ребенка.

В настоящее время каждый четвертый ребенок имеет ЗПР различного генеза, что приводит к открытию классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) и компенсирующего обучения в начальном звене общеобразовательной школы [53].

Из всех видов социальной дезадаптации 80% составляют дети с интеллектуальным недоразвитием.

Проблема школьной неуспеваемости в последние годы стала предметом внимания и изучения многих ученых (С.Г. Шевченко, К.С. Лебединская, Т.А. Власова). Важным направлением в исследовании этой проблемы является изучение детей с ЗПР, которое показало, что у детей к 7 годам отмечается несформированность мотивационной сферы. Дети не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, внимания, памяти. У них наблюдается замедленность процессов переработки сенсорной информации, неполноценность пространственного анализа, временной ориентировки, зрительно-моторной координации, а также снижение умственной работоспособности, недоразвитие речи и трудностей коммуникации.

Особенно существенно отставание детей этой категории в развитии мышления.

Все эти недостатки развития отчётливо проявляются в трудностях, которые испытывают дети с ЗПР в овладении и навыками чтения и письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и т.д. [9].

В рамках преемственности дошкольного и школьного образования особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс общеобразовательной школы психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающих трудности в обучении, в т.ч. и детям с ЗПР. Для этой категории детей в настоящее время в общеобразовательных школах организуется обучение в классах КРО. Потребность в таких классах высока и увеличивается с каждым годом.

Между тем известно, что школьный возраст отнюдь не самый благоприятный для преодоления недостатков развития. Основываясь на психологических и теоретических положениях Л.С. Выготского, можно утверждать, что каждый возрастной период в различной степени является сензитивным периодом для формирования структур высшей психической деятельности. Актуальным становится вопрос о ранней диагностике и коррекции, т. к. дошкольный возраст является самым благоприятным [3].

Именно в дошкольном возрасте способности ребёнка к компенсации нарушенных и недоразвитых функций значительно выше, чем в школьном возрасте.

Поэтому, выявление и включение детей с ЗПР в систему коррекционно-развивающего обучения на более ранних возрастных этапах (в дошкольном возрасте) даёт возможность её преодоления у большей части детей (75%) до поступления в школу и последующего обучения их в обычных классах общеобразовательной школы [41].

Лишь часть детей с наиболее выраженной формой (церебрально-органической) ЗПР будет продолжать нуждаться в специальных условиях обучения – классах КРО. Т.е., создавая условия для ранней коррекции дефекта, дошкольное учреждение решает следующие задачи: охрана здоровья ребёнка, его гармоничное развитие, формирование интеллектуальных способностей ребёнка в соответствии с возрастом, личностных компонентов познавательной деятельности, умений и навыков овладения всеми видами деятельности, более полной социализации и формированию навыков общения, что будет способствовать полной адаптации детей к школьному обучению [33].

Страницы: 1 2 3

Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Описание выборки и методов исследования
В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительнос ...

Личностные расстройства
Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера. Под акцентуацией характера понимается чрезмерн ...

Организация исследования
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного учреждения – детского сада №6 станицы Старощербиновской Краснодарского края. Экспериментальная работа проводилась в соответствии с общепринятыми этапами научного исследования. ...