Психология юридического труда
Страница 1

Профессиональная деятельность юристов представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо для разработки так называемых профессиограмм

труда юриста и будет полезным для лиц, стремящихся получить юридическое образование, овладеть определенной юридической специальностью и приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности. Эти лица должны быть психологически готовы к преодолению тех трудностей, которые они неизбежно встретят на своей работе.

Основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

1)

правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

2)

властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

3)

экстремальный характер правоохранительной деятельности (работа в судах, прокуратуре, налоговой службе и налоговой полиции, следственная работа);

4)

нестандартный, творческий характер труда юриста;

5)

процессуальная самостоятельность, персональная (для многих повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органов, государственно-правовых структурах.

Правовая регламентация

предусматривает строжайшее исполнение законных актов в рамках государственной конституции, служебных обязанностей, нарушение которых рассматривается как нарушение закона, и свидетельствует о низком уровне профессиональной компетентности юриста. Данное обстоятельство формирует своеобразную профессиональную направленность личности на стремление строго придерживаться существующих правовых норм и влияет на правосознание. Потребность соблюдать нравственные и правовые нормы является одной из ведущих и доминирующих социальных потребностей у представителей юридического труда. Сама юридическая профессия регламентирует высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников правоохранительных органов, их ответственности перед обществом, нормативности поведения. Данное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности.

Особенно велика роль правосознания в ситуациях профессионального риска:

- ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка («просто так», «из уважения», «за услуги»);

- ситуация, провоцирующая взятку («благодарность», «обычаи» и т.п.);

- ситуация посещения мест общественного питания ресторанного типа («угощения», развлечения сомнительного характера могут привести к конфликтам или дискредитации юриста);

- ситуация допроса свидетеля в его квартире или в номере гостиницы (провокации со стороны допрашиваемого лица, дискредитация следователя);

- ситуация «случайного знакомства» (ситуация может быть заранее организована);

- ситуация риска, обусловленная обещаниями (обещания, данные юристом или адвокатом, не имеют полной гарантии по их выполнению, что провоцирует появление всевозможных жалоб «клеветнического» характера).

Властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Малейшее отступление от требований закона по использованию властных полномочий моет привести к тяжелым последствиям, причинить моральный вред, нанести серьезную психическую травму человеку и его близким, отрицательно повлиять на его авторитет и репутацию среди окружающих. Необходимо разумно, взвешенно и ответственно использовать данные полномочия, что требует от юриста – сотрудника правоохранительных органов не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоциональной уравновешенности, уважительного отношения к людям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Методика определения продуктивности и устойчивости внимания «Кольца Ландольта»
Источник: Немов Р.С. Психология: В 3 книгах. – Книга 3. – М., 1995. – С. 176. Цель: определить уровень развития продуктивности и устойчивости внимания. Ход работы Предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении инструкции»: «Будь внимательней и работай как можно быстрее. Задача – находить кольца с разрывом вверху и ставить в ...

Результаты проведенного исследования
В исследовании приняли участие дети общеобразовательной школы № 105 г. Новосибирска. Учащиеся начальной школы десяти и одиннадцати лет (10 человек), а также, их родители (мамы) (10 человек). В качестве методов исследования для младших школьников, использовался опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, ...

Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы о ...