Психология юридического труда
Страница 1

Профессиональная деятельность юристов представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо для разработки так называемых профессиограмм

труда юриста и будет полезным для лиц, стремящихся получить юридическое образование, овладеть определенной юридической специальностью и приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности. Эти лица должны быть психологически готовы к преодолению тех трудностей, которые они неизбежно встретят на своей работе.

Основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

1)

правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

2)

властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

3)

экстремальный характер правоохранительной деятельности (работа в судах, прокуратуре, налоговой службе и налоговой полиции, следственная работа);

4)

нестандартный, творческий характер труда юриста;

5)

процессуальная самостоятельность, персональная (для многих повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органов, государственно-правовых структурах.

Правовая регламентация

предусматривает строжайшее исполнение законных актов в рамках государственной конституции, служебных обязанностей, нарушение которых рассматривается как нарушение закона, и свидетельствует о низком уровне профессиональной компетентности юриста. Данное обстоятельство формирует своеобразную профессиональную направленность личности на стремление строго придерживаться существующих правовых норм и влияет на правосознание. Потребность соблюдать нравственные и правовые нормы является одной из ведущих и доминирующих социальных потребностей у представителей юридического труда. Сама юридическая профессия регламентирует высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников правоохранительных органов, их ответственности перед обществом, нормативности поведения. Данное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности.

Особенно велика роль правосознания в ситуациях профессионального риска:

- ситуация получения (приобретения) юристом каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка («просто так», «из уважения», «за услуги»);

- ситуация, провоцирующая взятку («благодарность», «обычаи» и т.п.);

- ситуация посещения мест общественного питания ресторанного типа («угощения», развлечения сомнительного характера могут привести к конфликтам или дискредитации юриста);

- ситуация допроса свидетеля в его квартире или в номере гостиницы (провокации со стороны допрашиваемого лица, дискредитация следователя);

- ситуация «случайного знакомства» (ситуация может быть заранее организована);

- ситуация риска, обусловленная обещаниями (обещания, данные юристом или адвокатом, не имеют полной гарантии по их выполнению, что провоцирует появление всевозможных жалоб «клеветнического» характера).

Властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Малейшее отступление от требований закона по использованию властных полномочий моет привести к тяжелым последствиям, причинить моральный вред, нанести серьезную психическую травму человеку и его близким, отрицательно повлиять на его авторитет и репутацию среди окружающих. Необходимо разумно, взвешенно и ответственно использовать данные полномочия, что требует от юриста – сотрудника правоохранительных органов не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоциональной уравновешенности, уважительного отношения к людям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Требования к квалификации социального работника
Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать: · основные этапы и тенденции становления социальной работы как ...

Приложения
Приложение 1 Опросник КОС 1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуа ...

Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
Для исследования показателей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирующихся вследствие взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) в практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования ли ...