Психология юридического труда
Страница 3

Приведенные выше особенности профессиональной деятельности юриста являются наиболее общими, базовыми, и не могут в полной мере отражать специфики многообразия и различных видов правоохранительной деятельности (расследование преступлений, психология допроса преступника и свидетеля, надзор за соблюдением законности, воспитательная работа с осужденными и т.п.), особенностей работы в судах и прокуратурах различного уровня и специализации (военная и транспортная, районная и областная).

Однако они являются основополагающими в подготовке будущих юристов и являются важными критериями для профессионального отбора.

Возникновение профессионального отбора связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (1908). В основу профотбора было положено соотнесение психологических характеристик человека с его будущей профессией.

Вопросам отбора людей на работу много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг – родоначальник психотехники (психологии труда),

в которой проблема профотбора занимала центральное место.

Под профотбором понимают процедуру изучения и оценки пригодности кандидата к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей, как в обычных, так и экстремальных условиях трудовой деятельности.

Профотбор предусматривает наличие профессиональной пригодностиили наличие у кандидата комплекса знаний, умений и качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Профпригодность

определяется, как личностными, так и деятельными переменными, взаимодействие которых приводит к успеху и отражается в эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности ею.

Выделяют 5 возможных моделей профотбора:

1) случайный выбор;

2) модель с испытательным сроком;

3) выбор, основанный на демографических данных;

4) отбор, основанный на комбинации переменных, являющихся в ряде профессий предикторами профессиональной успешности (общительность, решимость);

5) отбор, основанный на индивидуально-личностных особенностях кандидатов.

В зависимости от «сложности» профессии, избирается та модель, которую необходимо использовать при оценке и отборе специалистов.

Юридическая деятельность относится к профессиям типа «человек-человек». Основные психологические требования этой группы профессий – успешное взаимодействие между людьми. Успех зависит от направленности работника, от его умения устанавливать взаимоотношения с людьми, а не только от знаний, умений и навыков правоприменительной деятельности. Основным орудием воздействия на человека в процессе общения являются слова, жесты, мимика, интонация, поведение в целом.

Однако профессия юриста сложна по своему содержанию, и ограничивать ее деятельность только процессом личностного взаимодействия представляется недостаточным. С точки зрения психологических показателей не вся совокупность юридических профессий полностью изучена. Наиболее изученными являются профессии следователя, прокурора, судьи, т.е. тех работников, которые представляют разновидность профессий госслужбы. Наименее изученными являются профессии юрисконсульта, нотариуса, адвоката. Специфика составляющих психологических компонентов этих профессий достаточна разнообразная. Однако для всех них единым является познавательный характер, правовая регламентация, наличие полномочий власти, процессуальная самостоятельность и временной фактор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сце ...

Процесс кружения
Второй этап начинается с «процесса кружения», в ходе которого чувства ещё больше обостряются, и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающей циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и ...

Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований
Психологические исследования были проведены на базе 6 «Б» класса средней школы №7 города Астаны (классный руководитель – Тихая С.П. – стаж педагогической работы – более 20 лет). В классе 29 учащихся, в исследовании принимало участие – 26 человек, из них 12 мальчиков и 14 девочек. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня ...