Психология юридического труда
Страница 3

Приведенные выше особенности профессиональной деятельности юриста являются наиболее общими, базовыми, и не могут в полной мере отражать специфики многообразия и различных видов правоохранительной деятельности (расследование преступлений, психология допроса преступника и свидетеля, надзор за соблюдением законности, воспитательная работа с осужденными и т.п.), особенностей работы в судах и прокуратурах различного уровня и специализации (военная и транспортная, районная и областная).

Однако они являются основополагающими в подготовке будущих юристов и являются важными критериями для профессионального отбора.

Возникновение профессионального отбора связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (1908). В основу профотбора было положено соотнесение психологических характеристик человека с его будущей профессией.

Вопросам отбора людей на работу много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг – родоначальник психотехники (психологии труда),

в которой проблема профотбора занимала центральное место.

Под профотбором понимают процедуру изучения и оценки пригодности кандидата к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей, как в обычных, так и экстремальных условиях трудовой деятельности.

Профотбор предусматривает наличие профессиональной пригодностиили наличие у кандидата комплекса знаний, умений и качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Профпригодность

определяется, как личностными, так и деятельными переменными, взаимодействие которых приводит к успеху и отражается в эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности ею.

Выделяют 5 возможных моделей профотбора:

1) случайный выбор;

2) модель с испытательным сроком;

3) выбор, основанный на демографических данных;

4) отбор, основанный на комбинации переменных, являющихся в ряде профессий предикторами профессиональной успешности (общительность, решимость);

5) отбор, основанный на индивидуально-личностных особенностях кандидатов.

В зависимости от «сложности» профессии, избирается та модель, которую необходимо использовать при оценке и отборе специалистов.

Юридическая деятельность относится к профессиям типа «человек-человек». Основные психологические требования этой группы профессий – успешное взаимодействие между людьми. Успех зависит от направленности работника, от его умения устанавливать взаимоотношения с людьми, а не только от знаний, умений и навыков правоприменительной деятельности. Основным орудием воздействия на человека в процессе общения являются слова, жесты, мимика, интонация, поведение в целом.

Однако профессия юриста сложна по своему содержанию, и ограничивать ее деятельность только процессом личностного взаимодействия представляется недостаточным. С точки зрения психологических показателей не вся совокупность юридических профессий полностью изучена. Наиболее изученными являются профессии следователя, прокурора, судьи, т.е. тех работников, которые представляют разновидность профессий госслужбы. Наименее изученными являются профессии юрисконсульта, нотариуса, адвоката. Специфика составляющих психологических компонентов этих профессий достаточна разнообразная. Однако для всех них единым является познавательный характер, правовая регламентация, наличие полномочий власти, процессуальная самостоятельность и временной фактор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Анализ результатов исследования проявления агрессии
Тест «Особенности человеческой агрессии» 1 . Ищешь ли ты пути к примирению после очередного конфликта с друзьями? а) всегда; а) иногда; а) никогда. 2. Как ты обычно ведешь себя в сложной конфликтной ситуации? а) внутренне кипишь; б) сохраняешь уверенность и спокойствие; в) постепенно теряешь самообладание. 3. Как твои друзья с ...

Тест Кэттелла (16PF-опросник)
Инструкция:перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов “правильных” или “ошибочных”. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов. Отвечая ...

Мотивация педагогической деятельности.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Например: мотив достижения, и внутренние мотивы, например: ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка появляется такая ориентация, как доминир ...