Психология юридического труда
Страница 4

Профотбор чаще проводится с целью выявления соответствия или несоответствия человека определенной профессии. Он позволяет улучшить качество комплектования подразделений и служб работниками, рационализировать сроки обучения, подготовки и тренировки, снизить материальные затраты на подготовку неперспективных кандидатов, сократить неоправданные потери, ранения и гибель работников при выполнении ими служебных обязанностей, уменьшить число дисциплинарных проступков и нарушений законов, снизить неоправданную текучесть и сменяемость кадров. Поэтому важно знать не только личностные особенности человека, но и требования, которые ему предъявляет будущая профессия, положительные и отрицательные последствия, к которым может привести труд по избранной специальности. Для этой цели используются профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма – это описание требований, которые профессия предъявляет к психологическим особенностям человека.

Она составляется на основании анализа социально-психологических, физиологических, гигиенических, психофизиологических и других аспектов профессии. Часть профессиограммы

является психограмма– это требования, которые предъявляет профессия к психическим свойствам человека.

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными

.

Абсолютная профпригодность

характеризуется наличием таких индивидуальных особенностей человека, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности определяются уровнем развития особенностей нейродинамики (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность). Относительная профпригодностьвключает те качества, которые можно с определенными затратами времени и сил сформировать у человека.

Влияние свойств нервной системы на успешность и надежность профессиональной деятельности особенно существенно на начальных этапах освоения деятельности и в группах менее способных профессионалов. У профессионалов высокого класса оно практически исчезает, маскируясь опытом, и проявляется лишь в экстремальных ситуациях (результат стихийного отбора).

При прогнозе необходимо учитывать, что компенсация негативных особенностей нервной системы возможна только при наличии высокого уровня мотивации к профессиональной деятельности.

С начала 40-х годов в профессиональной психологии наблюдается смещение интересов исследователей с изучения психофизиологических качеств и особенностей психических процессов

в сторону всестороннего исследования личности

. А в настоящее время большинство специалистов считают, что именно личностный подход

позволяет наиболее полно изучить пути становления целостной личности профессионала

. Получила распространение концепция разработки схематического описания психологических типов профессионала в связи с типами их профессиональной деятельности.

Установлена определенная зависимость профессионального поведения у лиц с различными типами акцентуации характера. Так, для лиц с истероидной и лабильной (неустойчивой) акцентуацией свойственен очень высокий процент расхождения между истинными способностями, с одной стороны, склонностями и интересами – с другой. Этим обусловлены ошибки в выборе профессии у представителей этих типов и вероятность частой смены работы на первых этапах. Лица с гипертимной акцентуацией имеют повышенную вероятность случайного выбора профессии в связи с нестойкостью и разбросанностью увлечений и склонностью ориентироваться на внешнюю привлекательность профессии; для них также повышена вероятность частых смен работы, особенно если деятельность однообразна, требует внимания к мелочам и не дает возможности широкого общения. У этой группы часты конфликты с начальством из-за нарушений режима и недостатка чувства дистанции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Классификация вербального и невербального общения
I. Речевые (вербальные) средства: · лексика; · стилистика; · грамматика; · семантика; · правильность произношения, · ударения, · словоупотребление, · формообразование, · стиль. II . Hеречевые (невербальные) средства общения 1) оптокинетические: · жестикуляция, · мимика, · пантомимика - движение и позы, · направление взг ...

Особенности воображения
У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывает простым и ясным. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение т ...

Педагогические рекомендации.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения н ...