Психология юридического труда
Страница 9

В приведенной профессиограмме следователя главенствующая роль принадлежит социальной деятельности, поскольку именно она способствует формированию профессиональных качеств. Выделяют 5 основных профессионально необходимых психических свойств личности в работе следователя и прокурора:

1.Творческое мышление

: характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Оно помогает в поиске доказательств, выявляет их причинное отношение к преступлению, разрабатывает и выдвигает следственные версии, участвует в решении сложных ситуаций гражданско-правовых споров, которые не всегда удается решить в рамках стандартно-логических операций. Творческое мышление формируется в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулирует развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.

2.Коммуникабельность

: способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц, причем зачастую в экстремальных условиях. Поэтому юристу необходимо знать способы установления психологического контакта и использовать их в своих целях для получения оптимальных результатов.

3.Волевые качества

: умение в сложных условиях оставаться терпимым, рассудительным, уважительным, выдержанным, уравновешенным.

4.Организаторские способности

: умение организовать собственную работу, а также работу коллег и всего коллектива.

5.Способность противостоять отрицательным эмоциям

: связана с индивидуально-личностными особенностями, и может быть определена при помощи тестовых методик.

Структурно-психологический анализ рофессиональной деятельности юриста

Помимо своих социально-психологических особенностей в профессиональной деятельности юриста (оперативного работника, следователя, прокурора) можно выделить ряд обособленных подструктур деятельности. Это позволяет получить более полное представление о профессиограмме правоприменительной деятельности, психограмме личности юриста, создать более надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, судьи, юрисконсульта) являются:

1. Познавательно-прогностическая или когнитивная деятельность;

2. Коммуникативная деятельность;

3. Организационно-управленческая деятельность;

4. Воспитательная деятельность.

Познавательно-прогностическая или когнитивная подструктура деятельности

реализуется в расследовании преступления, изучении причин совершения правонарушений, разработке рекомендаций по их устранению, разрешении гражданско-правовых споров. Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей или адвокатом состоит в том, что главными объектами познания чаще являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые следователь, судья выделяют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают события, имевшие место в прошлом. При этом если познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, то судья и адвокат чаще исследуют обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. Поэтому нередко первооткрывателем истины по делу все же оказывается не следователь, пришедший в ходе предварительного следствия к неправильным выводам, а судья.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Предметное содержание педагогической деятельности
Педагогическая , как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. Предмето м педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного ...

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством и зрелостью. Границы подросткового возраста в современной отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. В юриспруденции несовершеннолетними считаются лица 14-17 лет. В психиатрической литерату ...

Избирательные технологии - средство электоральной интеграции
Регулярное проведение свободных выборных кампаний - один из характерных признаков гражданского общества. Результаты выборов при этом являются более или менее точным отражением степени интеграции социума на основе какой-либо политической идеи или же отсутствия таковой, то есть социальной дезинтеграции. Нужно отметить, что формирование пр ...