Психология юридического трудаСтраница 10
Важной составляющей познавательной подструктуры является прогнозирование– мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий.
Характерной чертой познания истины следователем или судьей является ее закрепление в строго определенной процессуальной форме в виде документально фиксируемых действий. Верифицируемость - проверяемость фактов дознания является обязательным требованием к знаниям, полученных процессе уголовного и гражданского судопроизводства. Эта удостоверительная функцияпознавательного процесса следователя и судьи проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые придают доказательный характер всему процессу познания.
Говоря об особенностях деятельности юриста в отношении познавательной подструктуры важно отметить, что эта работа постоянно связана со:
- строгой законодательной регламентацией процесса познания;
- ретроспективным характером процесса познания;
- негативным характером объектов познания;
- мысленным моделированием событий прошлого и их последовательности в процессе познания;
- доказательно-удостоверительным характером процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательные факты;
- дефицитом, неупорядоченностью, разнообразием информации и дезинформации;
- противодействием заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;
- принудительным характером применяемых методов познания с использованием властных полномочий;
- негативным эмоционально-волевым фоном, сопутствующим процессу познания, воздействием разнообразных стресс-факторов, вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность;
- общественным резонансом по поводу познавательной деятельности и ее результатов.
Это предполагает наличие совокупности личностных качеств в когнитивной сфере юриста или факторов его профпригодности. К ним относятся:
- разносторонние общие и глубокие профессиональные знания;
- развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность;
- аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное;
- активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение и интуиция.
Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста
связана с тем, что основная часть его работы протекает в условиях профессионального общения.
Неразрывное единство профессиональной деятельности и общения имеет важное методологическое значение в работе юриста. Во многих случаях именно общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности. Это происходит и в ситуации допроса, в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ситуации публичного выступления перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).
Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения – коммуникативная компетентность – является важнейшим качеством эффективности труда юриста и его профессиональной пригодности.
Организационно-управленческая подструктура равоохранительной деятельности
Темпераментальная сфера
В темпераментальной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. ...
Психология правонарушения
В ЮП психология преступной деятельности является одним из основополагающих понятий. С точки зрения психологии любое правонарушение рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ...
Особенности развития восприятия у детей раннего возраста
В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [3]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни.
Первые дни и недели – чрезвычайно бл ...