Психология юридического труда
Страница 10

Важной составляющей познавательной подструктуры является прогнозирование– мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий.

Характерной чертой познания истины следователем или судьей является ее закрепление в строго определенной процессуальной форме в виде документально фиксируемых действий. Верифицируемость - проверяемость фактов дознания является обязательным требованием к знаниям, полученных процессе уголовного и гражданского судопроизводства. Эта удостоверительная функцияпознавательного процесса следователя и судьи проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые придают доказательный характер всему процессу познания.

Говоря об особенностях деятельности юриста в отношении познавательной подструктуры важно отметить, что эта работа постоянно связана со:

- строгой законодательной регламентацией процесса познания;

- ретроспективным характером процесса познания;

- негативным характером объектов познания;

- мысленным моделированием событий прошлого и их последовательности в процессе познания;

- доказательно-удостоверительным характером процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательные факты;

- дефицитом, неупорядоченностью, разнообразием информации и дезинформации;

- противодействием заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;

- принудительным характером применяемых методов познания с использованием властных полномочий;

- негативным эмоционально-волевым фоном, сопутствующим процессу познания, воздействием разнообразных стресс-факторов, вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность;

- общественным резонансом по поводу познавательной деятельности и ее результатов.

Это предполагает наличие совокупности личностных качеств в когнитивной сфере юриста или факторов его профпригодности. К ним относятся:

- разносторонние общие и глубокие профессиональные знания;

- развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность;

- аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное;

- активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение и интуиция.

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста

связана с тем, что основная часть его работы протекает в условиях профессионального общения.

Неразрывное единство профессиональной деятельности и общения имеет важное методологическое значение в работе юриста. Во многих случаях именно общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности. Это происходит и в ситуации допроса, в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ситуации публичного выступления перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения – коммуникативная компетентность – является важнейшим качеством эффективности труда юриста и его профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура равоохранительной деятельности

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.
Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое психологическое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением все ...

Коммуникативные способности. Общение. Его виды и функции
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие либо чувс ...

Семейные отношения и их воспитательное значение
Мысли и интересы детей не ограничиваются теми рамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир - это детская и сверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своему наблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судят их. Конечно, их запросы и интересы детские, их суждения - детские, но они существуют, и рядом с ин ...