Введение
Страница 1

Причина выбора данной темы.

Несколько лет назад друзья пригласили меня на грандиозный концерт очень популярной рок-группы из Америки. Не сказать, что я увлекалась этим стилем музыки, но посмотреть на американское шоу мне всё-таки захотелось.

Стадион был заполнен, более чем было позволено его заполнять, и люди с нетерпением ждали начала.

Начался концерт. Люди постепенно превратились в толпу единомышленников, но вот парадокс: уже через час «единомышленники» готовы были растоптать друг друга, преследуя всего одну цель: как можно ближе пробраться к сцене. К концу выступления эту безумную толпу не смогли удержать даже специальные отряды полиции.

Мне казалось, что этот стадион «проживает» что-то подобное Куликовской битве. Люди топтали друг друга практически насмерть.

Закончился концерт. Нескольких человек увезли в реанимацию машины скорой помощи, некоторым пострадавшим помощь оказывалась на месте, многие уходили домой с царапинами, ушибами и ссадинами, потеряв часы, сумочки и прочие нужные вещи, принесённые с собой. Зрелище было ужасно.

Через несколько дней, когда я спрашивала, побывавших на этом концерте людей, большинство восхищались масштабностью шоу и исполнителями, позабыв про синяки на руках. Почти все с уверенностью говорили о том, что непременно пошли бы на следующий подобный концерт.

Что это? Цепная реакция? Отсутствие страха в безумных поступках, потому что нас много? Эмоции? Адреналин?

Тогда я не могла дать всему этому объяснение, сейчас я с удовольствием изучаю это явление, которому дано название: «Психология толпы».

Психология толпы. Актуальность и состояние данной проблемы.

По мнению С.К. Рощина, которое он высказывает в 11 томе психологического журнала от 1990г., в период перестройки наше общество сделало для себя много открытий. Одно из них заключается в том, что демократизация политической жизни — это не только великое благо, но и огромная ответственность. Как ни странно это звучит, но оказалось, что при тоталитарном режиме жить было «проще», так как от всех требовалось лишь «давать план», «выполнять обязательства», короче, жить «от сих до сих», выполняя то, что предписано сверху. Демократизация же несет с собой не только права и свободы, но и более сложные, чем раньше, требования к гражданину. Прежде всего, это необходимость овладения нормами политической культуры, которыми определяется участие граждан в политических процессах во всем их многообразии. И хотя демократия — это власть народа, тем не менее, это власть; а любая власть осуществляется с помощью нормативного регулирования. Подлинная демократия осуществляет такое регулирование в интересах народа.

Любые нормы усваиваются обществом в процессе социализации его граждан. Как выяснилось, социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате Россия оказалась очень плохо подготовлена к свободе, к которой так горячо стремилась. Эта неподготовленность проявляется во всем, начиная от пассивного отношения к своим новым политическим и гражданским правам и кончая не очень высоким уровнем культуры законодательной деятельности, дебатов в наших верховных органах власти. Однако острым и опасным проявлением политической незрелости стал феномен толпы в самых разнообразных его формах. После окончания гражданской войны мы с этим явлением почти не сталкивались, а в тех редчайших случаях, когда нечто похожее возникало (включая и вполне организованные, но не санкционированные властями демонстрации), — меры принимались железной рукой без раздумий и, конечно, без огласки. Поэтому в условиях демократизации существующие структуры власти и правопорядка, сталкиваясь с явлением толпы и другими массовыми феноменами, испытывают растерянность и бездействуют, либо принимают меры с запозданием, либо действуют не теми средствами. По тем же причинам советская психологическая наука оказалась неподготовленной к анализу названных явлений и не смогла предложить своевременно практические рекомендации. Игнорировались и западные теории психологии толпы, результаты исследований этого явления.

Достаточно сложно на первый взгляд выделить те особенности толпы, которые принципиально отличают ее от других человеческих агрегаций. Правда, и митинг, и даже театральная аудитория могут при определенных условиях превратиться в толпу, но ведь тем самым они приобретут совершенно новые качества. Как пример можно привести хорошо известные случаи, когда, скажем, в театре во время спектакля возникает пожар и очень интеллигентная публика, впадая в панику, превращается в толпу обезумевших от страха людей. Аналогичным образом любое организованное и дисциплинированное собрание — митинг, шествие, демонстрация и т. п.— при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах может начать вести себя по иррациональным законам толпы.

Страницы: 1 2 3 4

Работа с реквизитом
Для некоторых непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Пеновые мячики можно бросить, разломать раздавить; п ...

Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств
Применение экспериментально-психологических методов, традиционно используемых в психиатрии, получило свое распространение на рубеже XIX—XX веков. Еще в 1907 г. В.М.Бехтерев описал ряд методических приемов «объективно-психологического исследования душевнобольных», подчеркивая, что эти методы не только дополняют и углубляют клинические на ...

Фактор Е “Подчиненность – доминантность”
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агресс ...