Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы
Страница 5

Психологическая информация » Тревожность осужденных подросткового возраста » Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы

Как мы видим из таблицы в целом, контрольный этап выявил положительную тенденцию к снижению уровня тревожности и повышению уровня социально-психологической адаптации к условиям БВК.

Так как, после проведенного формирующего эксперимента ситуация изменилась, то нам необходимо узнать, можно ли опираясь на эти данные утверждать что формирующий эксперимент удался.

Далее нам необходимо с помощью математической статистики подтвердить существует ли взаимосвязь между снижением тревожности и проведением формирующего эксперимента (АМТ – терапии).

Для этого мы воспользумся критерием χ2. Его формула выглядит следующим образом,

, где (2.2.)

Рk – частоты результатов до эксперимента (констат);

Vk – частоты результатов наблюдений, сделанных после эксперимента (контрол);

M – общее число групп, на которые разделились результаты.

Итак, рассчитаем критерий χ2 по результатам методики Тейлора. Частоты результатов после эксперимента в данном случае :

Vk = 45, 30, 25 (см. рис. 5).

Частоты результатов до эксперимента (то есть на констатирующем этапе):

Pk = 60, 20, 20 (см. рис. 2)

Полученное нами значение χ2 = 9 больше соответствующего табличного значения m-1 = 2 степеней свободы, составляющего 5,99 при вероятности допущения ошибки меньше чем 0,05 (Использована таблица значений Р.С. Немова [37]). Следовательно, нами действительно выявлена взаимосвязь уменьшения уровня тревожности в связи с проведением формирующего этапа, и мы можем утверждать это, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.

Мы убедились с помощью математической статистики, что вероятность ошибки достаточна мала. Из этого следует, что результаты, полученные при проведении констатирующего, контрольного экспериментов достоверны.

Для этого, мы используем данные, полученные в ходе проведения методики № 1 (тест Спилбергера)) на констатирующем и контрольном этапах. Для этого также воспользуемся критерием χ2.

Воспользуемся формулой (2.2.)

Рассчитаем критерий χ2 по результатам методики Спилбергера. Частоты результатов после эксперимента в данном случае :

Vk = 10, 45, 40, 5 (см. рис. 4).

Частоты результатов до эксперимента (то есть на констатирующем этапе):

Pk = 35, 25, 35, 5 (см. рис. 1)

Полученное нами значение χ2 = 34 больше соответствующего табличного значения m-1 = 3 степеней свободы, составляющего при вероятности допущения ошибки меньше чем 0,05

Таким образом, статистическая обработка полученных данных показала, что экспериментальное исследование достоверно.

Как видно из результатов повторного исследования, большинство подростков показали более высокие результаты, и характеризуются как более адаптированные, чем в начале экспериментального исследования. Только в нескольких случаях (Роман Ш., Алексей К., Сергей Г., Александр Ч) выявлена отрицательная динамика в социально-психологической адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии. Если говорить об Алексее К. и Романе Ш., то данный результат в принципе закономерен, так как эти подростки характеризуются с отрицательной стороны. Антисоциальное поведение в их случае часто направлено на ближайшее окружение, и воспитателей БВК.

В случае же Сергея Г. , характеристика которого в целом положительна, такие результаты могут объясняться повышенным уровнем тревожности, который был выявлен как на начальном этапе исследования, так и после проведения формирующего этапа.

Таким образом, коррекционная работа, которая была нами, была проведена, действительно способствовала снижению уровня тревожности у несовершеннолетних воспитанников Биробиджанской воспитательной колонии, кроме того, коррекционная работа оказала влияние на адаптацию осужденных в условиях к условиям пребывания в БВК.

Формирующий этап, на котором проводились занятия с использованием методов поведенческой терапии (АМТ) был направлен на обучение подростков умению рассматривать тревогу как особенность поведения и тем самым реализовывать свое поведение с эталоном спокойствия. Это и способствовало снижению тревожности. А так как, мы доказали, что тревожность и адаптация тесно взаимосвязаны, то проведенная система занятий способствовала адаптации подростков к условиям колонии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Предметное содержание педагогической деятельности
Педагогическая , как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. Предмето м педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного ...

Опросник К. Томаса
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать, то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов дру­гого и моих собственных. 3. ...

Содержание опросника
Что бы Вы предпочли из двух возможностей? 1-й столбец – (А) 2-й столбец – (Б) 1. Изучать явления природы или Изменять живую природу, развивая, улучшая окружающую действительность 2. Распознавать неисправности, неполадки технических систем или Обрабатывать материалы (металл, дерево, пластмассу и т.д.) ...